Психология симпатий и антипатий
Страница 4

Материалы » Психология симпатий и антипатий

Н. Коган трактует объект Х в модели А — В — Х как третью самостоятельную личность, антропоморфизируя или очеловечивая объекты, с которыми связаны люди. Действительно, объект обсуждения не является безразличным как для личности А, так и для личности В. Помине этого он как бы "синтезирует в себе" проецируемые качества двух реальных партнеров. Именно субъективный перенос своих качеств на объект, переживаемый как "чувство собственности", делает объект Х третьей личностью. Через объект (предмет обмена, идею) и возможна связь двух лиц, которые заинтересованы в удовлетворении своих потребностей в общении. Познавательная, эмоциональная и практическая ценность объекта заставляет решать задачу либо сбалансированности в отношениях, либо дисбаланса, что опять-таки стимулирует общение между партнерами.

И все же главным из пяти переменных (по Ньюкому) является совпадение собственных симпатий партнера А и воспринимаемой им симпатии со стороны этого другого — В, что и нашло отражение в работе X. Тейлор.

Д. Брокстон изучал факторы межличностной привлекательности, определявшие степень удовлетворенности проживания студентов в одной комнате. Испытуемыми были 121 женщина, у которых в течение половины академического года меняли напарницу по комнате, определяя при этом их субъективную удовлетворенность своими соседками. Выяснилось, что субъективная удовлетворенность выше в той случае, когда в больше* степени совпадают представление о самой себе ("я — концепция") и восприятие (представление) данного лица другим человеком. Речь идет о совпадении "я — концепции" личности А с "концепцией — он", т. е. А другой личностью В. И соответственно наоборот. Без этого взаимного совпадения представления о себе и о другом невозможна сбалансированность отношений.

Таким образом, межличностная привлекательность является прямо связанной со взаимным согласием относительно "я — концепций". Не реальное сходство реальных качеств личности А и В определяет межличностную привлекательность, а представления, как осознаваемые личностные черты характера, темперамента, ценностных ориентации. Личность А является привлекательной для другой личности В, если она (личность А) воспринимается В так же, как сама она (А) оценивает себя (со всеми своими "любимыми и нелюбимыми" качествами).

"Любимые" качества каждой личности составляют основу собственной уверенности, удерживающей личность от перестройки. "Нелюбимые" же качества, отвергаемые в себе, личность обычно стремится как-то усовершенствовать, перестроить, отвергнуть. Между тем данные качества более или менее осознаются личностью и при всем <своем неудобстве" лично ей принадлежат. Это дилемма "хорошего" и "плохого", причем своего личного и может быть даже неизбежного.

Важным моментом согласия в восприятии и представлении "я — концепций" друг друга является потребность в том, чтобы тебя кто-то понимал и, следовательно, принимал таким, какой ты есть. Заметим, что именно непонимание возводится в ранг основной причины разногласий между людьми, различными общностями, группами. Осознание того, что ты понимаем другим, способствует дальнейшему успешному взаимодействию. Поскольку же полного взаимопонимания быть не может, сохраняется в значительной мере та дистанция, которая вызывает у люден взаимный интерес друг к другу.

Плодотворность идеи "балансных моделей" находит серьезное подтверждение при изучении межличностных затруднений и конфликтов, когда фактически личность А и В решают вопрос согласия — несогласия по третьему компоненту Х (идее, другому человеку и т. д.). Динамика развития конфликта как раз и подтверждает, что партнеры (в данном случае соперники), достигнув определенного уровня эмоциональной включенности, обнаруживают несогласие не по рациональной сути идеи, а по характеру отношений к этому третьему компоненту. Собственно и о конфликте говорят тогда, когда рациональная, т. е. осознаваемая, логически верно выстроенная проблема (третий компонент) превращается в эмоциональную составляющую каждой личности А и В.

Таким образом, в балансной модели каждая связь трех элементов А — В — Х имеет трехкомпонентный состав: информационный, эмоционально-коммуникативный и регулятивный (практический). В динамике баланса и дисбаланса модели также последовательно проявляются познавательный, эмоциональный и регулятивный компоненты. Важный шаг в понимании установок как факторов, определяющих межличностную привлекательность, сделан в работах Г. Бирна. Установка рассматривается здесь как готовность, предрасположенность, возникающая при неосознанном предвосхищении определенной ситуации. Это соответствие когнитивной, эмоциональной и регулятивной готовности человека (субъекта) к восприятию возможной ситуации, требующей соответственно когнитивной, эмоционально-коммуникативной и регулятивной (волевой) активности человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Психоаналитическая теория личности (по З. Фрейду).
Разработанная З.Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического - в неосознанном. Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудко ...

Стратегии общения
Существуют следующие стратегии общения: - открытое – закрытое общение; - монологическое – диалогическое общение; - ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»). Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций опра ...

Принципы успеха.
1. Принцип когнетивно-волевой сосредоточенности на успех, т. е. способность “мыслить категориями успеха”. В основе этого принципа лежат аналитические усилия интеллекта и воли и педагога, и его воспитанника в поисках путей успеха. 2. Принцип разрешающего сотрудничества. Любая педагогическая ситуация, имеющая своей целью успешное решение ...