Психология симпатий и антипатий
Страница 7

Материалы » Психология симпатий и антипатий

Само условие соревнования предполагает большую дифференциацию между конкурирующими людьми Определение реально существующих индивидуальных различий приобретает при этом принципиально важный смысл. Без этого трудно рассчитывать на адекватное поведение, деятельность, общение. Сотрудничество же, наоборот, заставляет невольно искать "точки соприкосновения", т. е. то, что может способствовать сотрудничеству, консолидации, сближению между членами группы.

2. В условиях ожидаемого соперничества испытуемые показали тенденцию к росту показателя межличностной дистанции (р=0,2). Это влияние особенно ярко проявилось в реакциях на вопрос: "Желали бы Вы иметь этого партнера своим товарищем по комнате?"

3. Ожидаемое сотрудничество вызывает у испытуемых желание сократить межличностную дистанцию с предполагаемым партнером, что вполне понятно, если учесть, что оптимальное сотрудничество невозможно без более или менее адекватных знаний о партнере. Последнее же возможно только при сближении с ним. Сокращение межличностной дистанции упраздняет клише функционального (ролевого) поведения.

4. Предполагаемое сотрудничество приводит к росту привлекательности субъекта, с которым ожидается взаимодействие.

В работе М. Лернера показывается, что в межличностной привлекательности важное значение приобретают условия, в которых осуществляется или даже предполагается взаимодействие между партнерами. К этим условиям относятся внешние, внегрупповые факторы, учет которых необходим для изучения сложного механизма образования притяжении и симпатий (привлекательности). Внегрупповые условия задают программу взаимодействия, общения партнеров, без которой поставленные задачи не могут быть эффективно выполнены. Программа сотрудничества и соперничества формирует систему познавательной, эмоциональной и регулятивной (волевой) готовности партнеров, через которую происходит образование межличностного притяжения — отталкивания (определяется по межличностной дистанции), симпатий — антипатии.

Большинство рассмотренных исследований говорит о том, что:

а) сходство установок (в том числе интересов, мнений) и "я — концепций" в целом имеет прямую связь с привлекательностью;

б) совпадение установок и "я — концепций" особенно сказывается на взаимных симпатиях на первых этапах взаимодействия;

в) привлекательность больше при адекватном восприятии и понимании партнерами положительных и отрицательных черт "я — концепций" друг друга;

г) сходство важных и второстепенных черт в "я — концепциях" имеет разное значение для образования привлекательности. Подобие по личностным качествам, значимым в "я — Концепции", и различие по второстепенным вызывают привлекательность в большей степени. Различие по важным для личности качествам и сходство по второстепенным в "я — концепциях" снижают притяжение и симпатию (привлекательность);

д) существенное значение для возникновения симпатии и притяжении (привлекательности) имеет не только подобие и контраст в "я — концепциях", но и то, на каком эмоциональном фоне обнаруживается это сходство. Положительное или отрицательное эмоциональное воздействие одного партнера на другого вскрывает различную значимость подобия в <я — концепциях";

е) помимо эмоционального фона, возникающего при реальном общении, на межличиостное притяжение оказывают влияете условия соперничества и сотрудничества. Они поляриэуют установки (мнения) испытуемого при оценке подобия — Контраста в условиях ожидаемого сотрудничества и соперничества. Кроме того, эти условия по-разному влияют на симпатию испытуемого к "лицу", с которым предполагается взаимодействие.

Ожидаемое соперничество приводит к переоценке различий с предполагаемым партнером, увеличению социальной дистанции с ним, т. е. вызывает отталкивание. Речь идет о фактическом включении регулятивного (практического) момента в трехкомпонентной структуре установок, отношений. В целом же предполагаемое сотрудничество усиливает симпатию испытуемого к партнеру. Ситуации сотрудничества и соперничества предполагают возникновение разных категорий действий и поведения человека в целом.

Фактически в исследованиях М. Лернера у испытуемых формировалась определенная установка на взаимодействие в единстве ее когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Как предполагаемое, так и объективно наступившее взаимодействие вызывает совпадение притяжении и симпатий, образует межличностную привлекательность. Здесь имеет место вектор взаимодействия-сотрудничества. Вектор же соперничества приводит к отталкиванию-антипатии, т. е. непривлекательности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Моральная поддержка
Положительный настрой – одно из важных условий. От этого может зависеть, найдет человек работу или нет. Безработные очень ценят моральную поддержку, которая помогает им не отдаляться от других и не опускать руки в бессилии. К тому же это помогает безработным сохранять чувство собственного достоинства, которое они порой теряют из-за того ...

Личностные особенности педагогов. Структура педагогической деятельности
Структуру педагогической психологии составляют три раздела: 1)психология обучения. 2)психология воспитания. 3)психология учителя Психология обучения исследует, прежде всего, процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобразных эта ...

Описание результатов исследования
На первом этапе диагностики мы определяли уровень созависимости у женщин, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью, и у женщин, имеющих здоровых детей. Результаты диагностики созависимости представлены в приложении 5 Анализ результатов опросника для определения созависимости показал, что у женщин же, имеющих детей с ...