ЗаключениеСтраница 7
«Не все так просто как вы думаете. В море плавают злые акулы, и они откусили часть плота. Необходимо удержаться хотя бы минуту, на том, что от него осталось».
Для ведущего важно правильно засекать время и следить за соблюдением правил. Если хотя бы один участник дотронулся до пола, время засекается снова.
После выполнения упражнения проводится обсуждение по вопросам (см. упражнение «Лава»)
Упражнение 6. Завершение.
Завершающий обмен впечатлениями (дети демонстрируют умение открыто говорить о своих эмоциях, чувствах)
Цитата дня:
Не падай духом – ушибешься.
Э. Кроткий
Приложение 4
ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ
по профилактике конфликтов
l Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить.
Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учите школьников защищать свои законные интересы без конфликтов.
l Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы
с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким образом, вы и своих целей не добьетесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.
l Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции
, учите этому школьников. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции. Донесите до детей, что негативные эмоции:
- оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;
- ухудшают качество мышления;
- снижают объективность оценки окружающих;
- по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению.
l Никогда не выясняйте отношения с детьми, родителями школьников, коллегами в присутствие учеников.
l Не стремитесь радикально, быстро, лобовыми методами переделывать учеников
. Перевоспитание и воспитание школьников – процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.
l Оценивая результаты учебы и поведение школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь
. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективность работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогами и школьниками.
l Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей.
l Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность.
Говорят, что хороший человек – не профессия. Это верно. Однако, если учитель-профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием предмета.
l Постоянно учитесь без каких-либо условий любить или, по крайней мере, уважать всех, начиная с себя.
Детей в школе любить и уважать гораздо легче, чем взрослых людей. Ведь дети успели принести намного меньше ущерба окружающим и обществу по сравнению со взрослыми.
l По-своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.
l Во все времена у всех народов сложно было жить без чувства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты. В современной России, тем более в общеобразовательной школе, без чувства юмора вообще прожить невозможно. Учитель без чувства юмора ограничено, профессионально пригоден.
l Расширяйте временные границы мировосприятия
. Изучайте не только историю жизни своих предков, но и историю родного края, России, человечества, развития жизни на Земле. Все проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, уже много раз были у других людей. Они как-то с этими трудностями справились. Значит, справитесь и вы. Жизнь коротка. Тратить ее на конфликты не очень-то умно.
l Расширяйте вероятностные границы мировосприятия
. Прогнозируйте развитие всех значимых событий. Учите этому школьников. Всегда прогнозируйте наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий.
Виды общения
Выделяю следующие виды общения:
А) «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
Б) Примит ...
Общая характеристика подросткового возраста и подросткового кризиса
Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять причины и механизм возникновения агрессии в этом возрастном периоде.
Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста – это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, о ...
Особенности подросткового возраста
В своем развитии ребенок проходит несколько кризисов, отражающих новый этап взаимодействия развивающейся личности с социальным окружением, переход к новой социальной ситуации развития. Самым длительным является 3-й возрастной криз, длящийся от 12 до 18 лет, он – также самый выраженный, сложный, имеющий наибольшее значение для понимания ...