Констатирующий экспериментСтраница 2
Третьей задачей было выявление наличия (или отсутствия) потребности поддерживать и одобрять сверстника (самодостаточность). Материал: корзинка, листья (осенние или искусственные); бумага; мячи. Обследование проводилось в форме игры-соревнования в течение недели и в форме индивидуальной беседы.
Игра. Соревнуются дети по двое, выполняя задание, к примеру: "Кто быстрее и больше соберет осенних (или искусственных) листьев?" (или "Кто больше вырежет квадратиков?", "Кто больше соберет мячей в корзину?"). Группа в ходе соревнования "болеет" за участников.
Фиксировалось количество "за" и "против" соревнующихся, выявлялось, у кого из детей больше всего одобрений (насмешек), за кого больше всего "болеет" группа.
Индивидуальная беседа. Цель. Выявить степень зависимости от поддержки сверстника (мы использовали измененный вариант теста Луизы Дюсс). Примерное содержание беседы: "В гнездышке на дереве спят птички. Сильный порыв ветра сломал ветку, и гнездышко упало на землю. Но более сильные птички взлетели на дерево, а маленькая птичка осталась на земле. Как ты думаешь, что с ней станет?". Оптимистичный ответ ("Птичка все же попробует взлететь", "Будет звать на помощь, чтобы кто-нибудь помог ей") свидетельствует: ребенок способен самостоятельно решать возникшие вопросы, умеет находить выход без поддержки. Ответы, полные пессимизма ("Он останется на земле", "Попытается взлететь, но не сумеет", "Погибнет во время падения", "Умрет от голода, холода, или его кошка схватит"), говорят о зависимости ребенка от помощи товарища. В протоколе фиксировалось количество оптимистических и пессимистических ответов в группе.
Данные протоколов обследования занесены в таблицу 1 и диаграмму 3. Обработка полученных результатов проводилась следующим образом:
Высчитывалось количество контактов, установленных тем или иным ребенком за день (активность речевой деятельность).
Отслеживалось постоянство контактов (показатель интенсивности общения).
Из всех детей группы были выделены те, общение с которыми у данного ребенка было особенно интенсивным (показатель избирательности).
Вычислялась широта круга общения (ШКО) – соотношение числа детей группы, с которыми были установлены контакты, с общим числом детей.
Динамичность высказываний в зависимости от быстроты мыслительного процесса, общей реакции (высказывание "в числе первых", "вместе со всеми", либо отсутствие высказывания).
Отмечалось количество негативных, позитивных оценок дошкольником сверстника.
Зависимость от поддержки сверстника (самодостаточность): "обращается за помощью", "не обращается".
Таблица 1. Показатели развития общения креативных дошкольников со сверстниками
Уровень креатив- ности |
Имя |
Число контактов |
Число высказываний (речевая активность) |
Динамичность высказываний |
Оценка сверстника |
Зависимость от поддержки сверстника | ||||||
Высокий |
Интенсивность |
Избирательность |
ШКО |
В числе 1-ых |
Вместе со всеми |
Не высказался |
"за" |
"против" |
Просит помощи |
Не обращается | ||
Лена |
15 |
6 |
0,8 |
13 |
+ |
2 |
5 |
+ | ||||
Леша |
11 |
4 |
0,6 |
10 |
+ |
4 |
3 |
+ | ||||
Женя |
12 |
8 |
0,7 |
8 |
+ |
3 |
4 |
+ | ||||
Оля |
9 |
5 |
0,5 |
9 |
+ |
3 |
4 |
+ | ||||
Всего |
47 |
23 |
2,6 |
40 |
4 |
0 |
12 |
16 |
1 |
3 | ||
Низкий |
Слава |
8 |
4 |
0,4 |
8 |
+ |
3 |
4 |
+ | |||
Маша |
5 |
1 |
0,3 |
5 |
+ |
4 |
3 |
+ | ||||
Юля |
6 |
2 |
0,3 |
4 |
+ |
5 |
2 |
+ | ||||
Аня |
8 |
3 |
0,4 |
7 |
+ |
6 |
1 |
+ | ||||
Всего |
27 |
10 |
1,4 |
24 |
2 |
2 |
18 |
10 |
3 |
1 |
Принципы успеха.
1. Принцип когнетивно-волевой сосредоточенности на успех, т. е. способность “мыслить категориями успеха”. В основе этого принципа лежат аналитические усилия интеллекта и воли и педагога, и его воспитанника в поисках путей успеха.
2. Принцип разрешающего сотрудничества. Любая педагогическая ситуация, имеющая своей целью успешное решение ...
Практические аспекты теорий личности. Теории личности –
основа практической психологии
Главная цель теории личности – служить экономным и полезным ориентиром для терапевтов, а по большому счету, и для любого человека на пути изменений в сторону психически более здорового поведения. Важность теории в психологическом консультировании, как и в других областях психологической практики, трудно переоценить. Можно сказать, что п ...
Этапы общения
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
А) Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
Б) Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
В) Ориентировка в личности собеседника.
Г) Планирование содержания своего общ ...