Констатирующий эксперимент
Страница 4

Итак, исходя из проведенной диагностики, можно сделать следующие выводы относительно изучаемых дошкольников.

Во-первых, необходимо отметить тот факт, что дошкольники, склонные к высокому уровню творческости характеризуются повышенным уровнем умственного и речевого развития, что, прежде всего, отделяет их от сверстников. В нашей экспериментальной группе было 4 ребенка с высоким и близким к высокому коэффициенту креативности – 3, 3, 3, 2 балла. Уже в первой части эксперимента, когда нужно было в паре обыграть телефонный разговор, такие дети существенно отличались от своего партнера богатством словарного запаса, быстротой реагирования, творческим подходом. Например, предлагались очень незаурядные реплики, на которые собеседники затруднялись ответить, из-за чего диалог не мог состояться. Для наглядности, приведем наиболее яркие ситуации (Приложение 3).

Таким образом, во втором диалоге видно явное доминирование одного партнера (креативного) над другим, что выражается в перебивании собеседника, а потом и вовсе уход от темы, вследствие немногословности собеседника, потере интереса, т.е. превращение диалога в монолог- рассказ из личного опыта о походе в бассейн. В первом диалоге также наблюдается неожиданная реплика, на чем диалог завершается, так как первый собеседник (застенчивый ребенок низкого уровня креативности) вышел из игры.

В процессе придумывания сюжетов со стороны креативных дошкольников также наблюдались частые выкрикивания вне очереди, прерывание мысли соседа, что говорит о быстроте их мыслительного процесса, скорости реакции, стремлении выделиться, рассказать как можно больше из личного опыта. Все это говорит о невнимательности к партнеру, неумении вести диалог, эгоцентризме. Кроме того, стоит отметить, что большинству креативных дошкольников очень нравилось заниматься предложенной познавательно-речевой деятельностью, тогда как их средние товарищи часто отвлекались на подвижные игры, и другие более привлекательные для них занятия. Творческие дети охотнее вступали в разговор со взрослым, нежели со сверстником. В парной работе приходилось подбирать собеседников так, чтобы они смогли построить диалог друг с другом, комфортно чувствуя себя при этом.

Итак, опираясь на данные проведенных диагностик, было отмечено, что дети с высоким уровнем творческого развития существенно отличаются от сверстников и более склонны к лидерству, что видно по широте их круга общения, интенсивности установления контактов. По ходу обследования замечено их рвение к речевой деятельности, желание установить диалог, включиться в обсуждение общей темы. Однако можно проследить и негативные особенности общения креативных дошкольников со сверстниками, выражающиеся в рвении высказаться вперед всех детей, демонстрации собственных способностей и высмеивании неудач сверстников, излишней самодостаточности. Выделим наиболее ярко проявляющиеся особенности:

Проявления импульсивности, часто неуместности, нецелесообразности построения общения и взаимодействия со сверстниками.

Высокая степень интенсивности, избирательности общения, вследствие чего неустойчивость, изменчивость круга общения, отсутствие постоянных друзей-сверстников (недостаточное владение нравственными представлениями о дружбе, взаимовыручке и т.д.)

Неорганизованность в соблюдении правил, норм поведения, культуры общения, повышенная конфликтность.

Склонность к лидерству, перерастающая в стремление к абсолютному самоутверждению: навязчивая демонстрация собственного мнения, превращение окружающих в предмет насмешек.

Высокая речевая активность, выражающаяся в рвении высказаться вперед всех, прерывании речи партнера, большом количестве отходящих от темы общения высказываний.

Излишняя самодостаточность, неприятие помощи сверстника.

Неумение сопоставить поведенческие модели себя и сверстника: отсутствие позитивной направленности на партнеров-сверстников, не умение ориентироваться на их эмоциональное самочувствие, негативная оценка успеха (неудач) сверстника.

Исходя из вышеизложенного, мы распределили дошкольников на 4 уровня развития общения:

Инициаторы общения, умеют задавать вопросы, высказываются в числе первых, способны помочь другому, берут на себя лидерские функции. Требовательны к себе и другим, не проявляют потребности в помощи, оценивают ситуацию позитивно. Общение эмоционально окрашено. Соблюдают нравственные нормы взаимоотношений.

Активны в общении со сверстником. Могут взять на себя лидерские функции общения, общение эмоционально окрашено, однако перерастает в назойливость, не всегда уместно, целесообразно. Не соблюдают нравственные нормы. Возникают конфликты.

Не инициативны в общении, но когда к ним обращаются, могут поддержать беседу, но включаются в нее последними. Эмоциональность в меньшей степени, высказываются вместе со всеми. Владеют нравственными нормами.

Страницы: 1 2 3 4 5


Сущность и основные черты комплекса неполноценности личности. История возникновения
Комплексы - дети бессознательного, и попадают они туда разными путями. Чаще всего они появляются в раннем детстве, о котором человек без специальных усилий вспомнить уже не может. В этом случае в основе комплекса лежит какое-либо сильное желание ребенка, которое не смогло осуществиться (хотел покачать любимую маленькую сестру в коляске, ...

Методы ослабления «предстартовой лихорадки»
1. Метод рационализации предстоящего события. Для этого следует максимально детально представить ситуацию, которая вас ожидает: где произойдет волнующее вас событие, во что вы будете одеты, что вы будете говорить, во что будет одет собеседник, что он будет говорить. В реальности детали могут быть не такими, однако это неважно. В резуль ...

Понятие межличностного конфликта.
Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противосто ...