ВведениеСтраница 2
Объектом
исследования являются особенности ценностных ориентаций современных подростков.
Предмет исследования –
полная и неполная семья как условие формирования ценностей у подростков.
Цель
– исследовать
структуру ценностей у подростков из полных и неполных семей.
Гипотеза
исследования состоит в предположении, что существуют различия в структуре ценностей подростков в полных и неполных семьях.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи
:
1. Подобрать и проанализировать специальную психологическую литературу, посвященную проблемам исследования ценностных ориентаций, особенностей подросткового возраста, структуры ценностей старшеклассников и влияния полной, неполной семей на формирование ценностных ориентаций.
2. Подобрать репрезентативные методики исследования ценностных ориентаций у старшеклассников.
3. Провести исследование ценностных ориентаций подростков.
4. Провести сравнительный анализ полученных данных и выявить различия у испытуемых из полных и неполных семей.
Методологическая база исследования
. В процессе работы был использован комплекс методов, направленных на проверку выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач, включающих анализ литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение исследований ценностных ориентаций подростков, изучение влияния семьи на формирование ценностных ориентаций подростков, валидные и апробированные методики (Методика «Ценностные ориентации», разработанная М. Рокичем, тест «Осознанность жизненных целей», составитель Е. Карапешта), сравнительный анализ данных, методы статистической обработки результатов.
Практическая значимость
нашего исследования заключается в возможности своевременного выявления структуры и динамики ценностных ориентаций старшеклассников из полных и неполных семей, как показателя духовной жизни, целей и общей направленности молодежи в своих позициях, которые определяют мотивы поведения, поступков, и использования этих данных как фундамента для дальнейшей работы и помощи старшеклассникам, их родителям, так же для статистики и научной работы. Данные могут быть использованы психологами и педагогами в школах, в работе с подростками из обычных и проблемных семей, малоимущими семьями, специалистами по социальной работе.
База проведения исследования: МОУ «СОШ № 1», трудовой лагерь МОУ «СОШ № 5» г. Воркута. Выборку составили 30 человек из полных семей (16 мальчиков, 14 девочек, 14-15 лет) и 30- из неполных семей (14 мальчиков, 16 девочек, 14-15).
Организация исследования
Для проведения психологического обследования граждан, поступающих на военную службу по контракту, в Тульском областном военкомате, имеется:
· кабинет для проведения индивидуальной беседы;
· класс для группового обследования на 20 посадочных мест, соответствующий ГОСТ;
· стимульные бланки методик: «S-тест», «Установление закономерност ...
Анализ полученных данных
Выявив педагогов с различным стажем педагогической деятельности, мы можем разделить их на группы (см. Табл.1.).
Таблица 1
1 группа
2 группа
испытуемые
Стаж работы
испытуемые
Стаж работы
Т.А.
15 лет
Ш.М.
5 лет
К.А.
18 лет
И.Н.
6 лет
О.М.
26 лет
О.Т.
5 лет
Д.Т.
17 лет ...
Представления
о волевых качествах
Как уже говорилось, воля — это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Говоря о составных элементах воли, имеется в виду их совокупность, их количество, различия и связи между ними.
Чаще всего отмечаются такие элементы (качества), как целеустремленность, решительность, настойчивость, выд ...