Результаты методики «Ценностные ориентации» М. РокичаСтраница 4
Вычисляем среднее арифметическое по сырым данным из таблице 8.
Среднее арифметическое инструментальных ценностей (Таблица 9)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 | |
Среднее арифметическое |
12,55 |
8,4 |
12,4 |
11,95 |
10,75 |
10,4 |
9,9 |
10,55 |
11,3 |
10,05 |
12 |
10,9 |
13,3 |
11,1 |
10,8 |
9 |
12,65 |
11,1 |
На основе полученных данных построим график терминальных ценностей.
Среднее арифметическое терминальных ценностей (График 5)
Из графика 5 видно, что наибольшее предпочтение инструментальных ценностей испытуемые подростки отдают аккуратности (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; высоким запросам (высокие требования к жизни и высокие притязания); эффективности в делах (трудолюбие, продуктивность в работе). Наименьшим значением выбора ценности является воспитанность (хорошие манеры); честность (правдивость, искренность).
Видимо, предпочтение такой инструментальной ценности, как аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах), и терминальной ценности уверенность в себе, говорит о том, что подростки озабоченны преподнесение самого себя в окружающее общество. Здесь большое значение имеет «поддержание своей марки, имиджа», то есть всегда выглядеть отлично в кругу своего общения.
Так же есть взаимосвязь между инструментальной ценностью эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) и терминальной продуктивность жизни (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей). Что бы добиться продуктивности в жизни, необходимо эффективно и продуманно вести свои дела.
Говоря о высоких запросах подростков (высокие требования к жизни и высокие притязания), можно увидеть следующее: высокие запросы большинством школьников воспринимаются, как нечто позитивное, как положительная характеристика личности. А высокие притязания для юношей и девушек могут означать, что человек оценивает себя и свою деятельность выше, чем остальные, считает себя лучше в чем-то (не исключено, что объективно). Для большинства старшеклассников недопустимо принижение их способностей. Чувствовать себя хуже кого-то не приятно, поэтому здесь важна высокая самооценка. Не боясь того, что попытка выделить себя из толпы уровнем притязаний, ориентированных на самые различные типы достижений, вызывает у окружающих осуждение, жесткую критику и словесную ассоциацию «выскочка». На фоне этого еще сильнее обостряется борьба за престиж, высокое положение, общественное признание, всеобщее уважение.
Вероятно, наименьшее предпочтение значения честность (правдивость, искренность) в выборе подростков связанно с пониманием этого качества в современных социальных условиях, когда процветают обман и мошенничество, когда люди становятся предельно осторожными и мнительными. К сожалению, четность в широком смысле, абсолютная правдивость, искренность во всем очень редко встречается. Наверное, потому так и не ценится совсем. Не предпочтение честности для юношей и девушек говорит об относительно взрослой оценке мира и людей, в нем живущих. Подростки научились отгораживаться стеной недоверия к окружающим.
Так же в выборе воспитанности (хорошие манеры) можно сказать о том, что наш современный мир на столько утратил этические нормы, что даже в самых близких отношениях (например, между родителями и детьми) нет никакого уважения. Бытовые разговоры обычно проходят на низшем уровне (с применением различного рода жаргонизмов, сленга). А об ощени между сверстниками можно и не говорить вообще. Поэтому чувство тактичности, воспитанности, правильного поведения почти потеряло своё место в кругу ценностных ориентаций.
Понятие межличностного конфликта.
Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противосто ...
Особенности диагностики мышления в подростковом возрасте.
Перейдем от описания особенностей развития мышления подростков к обсуждению вопросов, связанных с их психодиагностикой. Отметим главное: к подросткам — коль скоро они уже не дети, но еще и не взрослые — необходим особый ппсиходиагностический подход, учитывающий как их детские, так взрослые черты. По уровню свое- го интеллектуального раз ...
Тревожность и мотив достижения.
В начале 50-х годов Тейлор и Спенс (J.F. Taylor, K.W.Spence) (87) в университете штата Айова разработали метод изучения тревожности, который оказался довольно плодотворным. Taylor и Spence не столько интересовались тревожностью как таковой, сколько проверкой некоторых выводов, следовавших из теоретико-ассоциативной концепции влечения, а ...