ЗаключениеСтраница 2
- исключение внесемейных влияний (10);
- подавление агрессивности (12);
- подавление сексуальности (18);
- чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
- стремление ускорить развитие ребенка (22).
Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака.
Таким образом, максимальная выраженность признака - 20, минимальная - 5; высокие оценки - 18, 19, 20, низкие - 8, 7, 6, 5. Имеет смысл в первую очередь анализировать именно высокие и низкие оценки.
Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни. В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:
- хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3,13,19, 23);
- межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в методике это шкала 17);
- отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогические» (в методике шкалы 5, 11).
Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела»; обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют высокие оценки по шкалам 17, 19, 23.
Анализ отношения к семейной роли поможет психологу лучше понять специфику семейных отношений обследуемого, оказать ему психологическую помощь. Родительско-детские отношения являются основным предметом анализа в методике. Основной вывод, который можно сделать сразу, — это оценить детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал; оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.
Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях. Методика может также оказать помощь в подготовке и проведении психологической беседы. Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов.
Признаки:
1. Вербализация
2. Чрезмерная забота
3. Зависимость от семьи ребенка
4. Подавление воли
5. Ощущение самопожертвования
6. Опасение обидеть
7. Семейные конфликты
8. Раздражительность
9. Излишняя строгость
10. Исключение внесемейных влияний
11. Сверхавторитет родителей
12. Подавление агрессивности матери
13. Неудовлетворенность ролью хозяйки
14. Партнерские отношения
15. Развитие активности
16. Уклонение от конфликта
17. Безучастность
18. Подавление сексуальности
19. Доминирование матери
20. Чрезвычайное вмешательство
21. Уравнение отношения
22. Стремление ускорить развитие ребенка
23. Несамостоятельность матери
Ключ.
За ответ A начисляется 4 балла, а - 3 балла, б - 2 балла, Б - 1 балл.
Ответ № п/п |
А а б Б |
Ответ № п/п |
А а б Б |
Ответ № п/п |
А а б Б |
Ответ № п/п |
А а б Б |
Ответ № п/п |
А а б Б |
Значение признака |
1 |
24 |
47 |
70 |
93 |
Вербализация | |||||
2 |
25 |
48 |
71 |
94 |
Чрезмерная забота | |||||
3 |
26 |
49 |
72 |
95 |
Зависимость от семьи ребенка | |||||
4 |
27 |
50 |
73 |
96 |
Подавление воли | |||||
5 |
28 |
51 |
74 |
97 |
Ощущение самопожертвования | |||||
6 |
29 |
52 |
75 |
98 |
Опасение обидеть | |||||
7 |
30 |
53 |
76 |
99 |
Семейные конфликты | |||||
8 |
31 |
54 |
77 |
100 |
Раздражительность | |||||
9 |
32 |
55 |
78 |
101 |
Излишняя строгость | |||||
10 |
33 |
56 |
79 |
102 |
Исключение внесемейных влияний | |||||
11 |
34 |
57 |
80 |
103 |
Сверхавторитет родителей | |||||
12 |
35 |
58 |
81 |
104 |
Подавление агрессивности матери | |||||
13 |
36 |
59 |
82 |
105 |
Неудовлетворенность ролью хозяйки | |||||
14 |
37 |
60 |
83 |
106 |
Партнерские отношения | |||||
15 |
38 |
61 |
84 |
107 |
Развитие активности | |||||
16 |
39 |
62 |
85 |
108 |
Уклонение от конфликта | |||||
17 |
40 |
63 |
86 |
109 |
Безучастность | |||||
18 |
41 |
64 |
87 |
110 |
Подавление сексуальности | |||||
19 |
42 |
65 |
88 |
111 |
Доминирование матери | |||||
20 |
43 |
66 |
89 |
112 |
Чрезвычайное вмешательство | |||||
21 |
44 |
67 |
90 |
113 |
Уравнение отношения | |||||
22 |
45 |
68 |
91 |
114 |
Стремление ускорить развитие ребенка | |||||
23 |
46 |
69 |
92 |
115 |
Несамостоятельность |
Коррекция и профилактика наркомании
Когда можно заметить, что ваш член семьи употребляет наркотики?
§ Когда нарастает безразличие ко всему, что было интересно
§ Когда видим уходы из дома и прогулы в школе, институте по непонятным причинам
§ Когда видим чрезмерно болезненную реакцию на любую критику
§ Когда видим избегание контактов с домашними
§ Когда резко снизилась ...
Результаты и их обсуждение
В данной главе я хочу предоставить результаты проведенного эмпирического исследования и перейти к непосредственному обсуждению выявленных особенностей взаимосвязи агрессивности и типа акцентуаций с ценностными ориентациями у подростков.
После проведения испытания испытуемым были представлены результаты обработки. Каждому зачитывался ре ...
Особенности конфликтов в классных коллективах
Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях.
Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины.
Как для любого социальног ...