ЗаключениеСтраница 2
- исключение внесемейных влияний (10);
- подавление агрессивности (12);
- подавление сексуальности (18);
- чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
- стремление ускорить развитие ребенка (22).
Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака.
Таким образом, максимальная выраженность признака - 20, минимальная - 5; высокие оценки - 18, 19, 20, низкие - 8, 7, 6, 5. Имеет смысл в первую очередь анализировать именно высокие и низкие оценки.
Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни. В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:
- хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3,13,19, 23);
- межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в методике это шкала 17);
- отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогические» (в методике шкалы 5, 11).
Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела»; обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют высокие оценки по шкалам 17, 19, 23.
Анализ отношения к семейной роли поможет психологу лучше понять специфику семейных отношений обследуемого, оказать ему психологическую помощь. Родительско-детские отношения являются основным предметом анализа в методике. Основной вывод, который можно сделать сразу, — это оценить детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал; оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.
Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях. Методика может также оказать помощь в подготовке и проведении психологической беседы. Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов.
Признаки:
1. Вербализация
2. Чрезмерная забота
3. Зависимость от семьи ребенка
4. Подавление воли
5. Ощущение самопожертвования
6. Опасение обидеть
7. Семейные конфликты
8. Раздражительность
9. Излишняя строгость
10. Исключение внесемейных влияний
11. Сверхавторитет родителей
12. Подавление агрессивности матери
13. Неудовлетворенность ролью хозяйки
14. Партнерские отношения
15. Развитие активности
16. Уклонение от конфликта
17. Безучастность
18. Подавление сексуальности
19. Доминирование матери
20. Чрезвычайное вмешательство
21. Уравнение отношения
22. Стремление ускорить развитие ребенка
23. Несамостоятельность матери
Ключ.
За ответ A начисляется 4 балла, а - 3 балла, б - 2 балла, Б - 1 балл.
Ответ № п/п |
А а б Б |
Ответ № п/п |
А а б Б |
Ответ № п/п |
А а б Б |
Ответ № п/п |
А а б Б |
Ответ № п/п |
А а б Б |
Значение признака |
1 |
24 |
47 |
70 |
93 |
Вербализация | |||||
2 |
25 |
48 |
71 |
94 |
Чрезмерная забота | |||||
3 |
26 |
49 |
72 |
95 |
Зависимость от семьи ребенка | |||||
4 |
27 |
50 |
73 |
96 |
Подавление воли | |||||
5 |
28 |
51 |
74 |
97 |
Ощущение самопожертвования | |||||
6 |
29 |
52 |
75 |
98 |
Опасение обидеть | |||||
7 |
30 |
53 |
76 |
99 |
Семейные конфликты | |||||
8 |
31 |
54 |
77 |
100 |
Раздражительность | |||||
9 |
32 |
55 |
78 |
101 |
Излишняя строгость | |||||
10 |
33 |
56 |
79 |
102 |
Исключение внесемейных влияний | |||||
11 |
34 |
57 |
80 |
103 |
Сверхавторитет родителей | |||||
12 |
35 |
58 |
81 |
104 |
Подавление агрессивности матери | |||||
13 |
36 |
59 |
82 |
105 |
Неудовлетворенность ролью хозяйки | |||||
14 |
37 |
60 |
83 |
106 |
Партнерские отношения | |||||
15 |
38 |
61 |
84 |
107 |
Развитие активности | |||||
16 |
39 |
62 |
85 |
108 |
Уклонение от конфликта | |||||
17 |
40 |
63 |
86 |
109 |
Безучастность | |||||
18 |
41 |
64 |
87 |
110 |
Подавление сексуальности | |||||
19 |
42 |
65 |
88 |
111 |
Доминирование матери | |||||
20 |
43 |
66 |
89 |
112 |
Чрезвычайное вмешательство | |||||
21 |
44 |
67 |
90 |
113 |
Уравнение отношения | |||||
22 |
45 |
68 |
91 |
114 |
Стремление ускорить развитие ребенка | |||||
23 |
46 |
69 |
92 |
115 |
Несамостоятельность |
Структурные особенности социального интеллекта
Способности социального интеллекта многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком.
Модель структуры интеллекта Г. Айзенка
Ганс Юргенс Айзенк – психотерапевт Бетлемской королевской больницы в Лондоне – разработал общую кон ...
Теория личностных конструктов: основные положения и принципы
В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов
, Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни.
Учен ...
Насильственный тип преступника
Основные характерные черты лиц, совершающих насильственные преступления, — деформация системы базовых социальных ценностей, дефектность социальной идентификации, эмоциональная тупость, импульсивная агрессивность. Лица, виновные в убийствах, телесных повреждениях, истязаниях, изнасилованиях, хулиганских действиях, отличаются крайней ...