ЗаключениеСтраница 9
Приложение 6
Проективная методика Рене Жиля предназначена для исследования сферы межличностных отношен ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его ношения с другими людьми.
Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.
Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбирать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся типу социометрических.
Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.
Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого-ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.
Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить две большие группы переменных.
1) Переменный, характеризующий конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитарному взрослому и пр.
2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.
Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков:
1. отношение к матери,
2. отношение к отцу,
3. отношение к матери и отцу как семейной чете,
4. отношение к братьям и сестрам,
5. отношение к бабушке и дедушке,
6. отношение к другу,
7. отношение к учителю,
8. любознательность,
9. стремление к доминированию,
10. общительность,
11. отгороженность,
12. адекватность.
Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.
Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструментом глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки.
Ключ
№ шкал |
Назначение шкал |
№ заданий |
Общее количество заданий |
1 |
Отношение к матери |
1-4, 8-15, '17-19, 27, 38, 40-42 |
20 |
2 |
Отношение к отцу |
1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42 |
20 |
3 |
Отношение к матери и отцу как родительской чете |
1-4, 6-8, 14, 17, 19 |
10 |
4 |
Отношение к братьям и сестрам |
1, 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40, 42 |
20 |
5 |
Отношение к бабушке и дедушке |
1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41 |
15 |
6 |
Отношение к другу (подруге) |
1, 4, 8Л9, 25, 30, 33-35, 40 |
20 |
7 |
Отношение к учителю (авторитетному взрослому) |
1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28-30, 32, 40 |
15 |
8 |
Любознательность |
5, 22-24, 26, 28-32 |
10 |
9 |
Доминантность |
20-22, 39 |
4 |
10 |
Общительность |
16, 22-24 |
4 |
11 |
Закрытость, отгороженность |
9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30,40-42 |
15 |
12 |
Социальная адекватность поведения |
9, 25, 28, 32-38 |
10 |
Клинико – психологическая диагностика типов акцентуации
характера
Клинический метод является наиболее распространенным и пока наиболее точным для определения типов психопатий и акцентуаций характера. Этот метод слагается из опроса подростка, опроса родителей и сведений от других лиц, осмотра подростка и наблюдения за его поведением [20.C.216].
Опрос подростка. Первой задачей является установление кон ...
Модели поведения мужчин и женщин при прохождении кризиса середины жизни
Мужчины склонны реагировать на достижение середины жизни индивидуально, но все же в рамках некой общей схемы. Большинство мужчин ощущают обязательства как по отношению к работе, так и по отношению к семье. Большая часть из них выработала привычный образ жизни, который помогал им справляться со всеми заботами и проблемами. Фаррел и Розен ...
Развитие ребенка в раннем возрасте. Влияние семьи на развитие ребенка. Бондинг
Уже через несколько минут после рождения ребенок, мать и отец (если он присутствует при родах) включаются в процесс бондинга - установления первичной эмоциональной связи между родителями и ребенком. Новорожденный способен бодрствовать в первые 30-40 минут после рождения. В это время он может попытаться сфокусировать взгляд на материнско ...