ЗаключениеСтраница 1
Понятие социального интеллекта сравнительно новое для современной психологической науки. Социальный интеллект определяется как с совокупность когнитивных функций, которые обеспечивают способность к самоуправлению и самопознанию в целях адаптации субъекта к социальному окружению, и основным средством которой является коммуникативная компетенции.
Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.
Проведенный теоретический анализ литературных данных по проблеме особенностей социального интеллекта позволил рассмотреть данные особенности у младших школьников, воспитывающихся в семье и в условиях учреждений интернатного типа. Исходя из цели дипломной работы – выявить особенности развития социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа – было проведено исследование младших школьников, воспитывающихся в семье и в условиях учреждения интернатного типа.
Гипотеза выдвинутая в начале дипломной работы, о том, что существуют различия в уровне социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье и у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа полностью подтвердилась. Выявлено, что:
младшие школьники, воспитывающиеся в условиях учреждения интернатного типа
1. плохо понимают связь между поведением и его последствиями, чаще совершают ошибки, противоправные действия, попадают в конфликтные ситуации;
2. плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения;
3. плохо владеют языком телодвижений, взглядов, жестов;
4. могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника, потому что не учитывают невербальные реакции;
5. часто ошибаются в интерпретации слов собеседника;
6. плохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, дружеским, деловым);
7. испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей;
8. у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа более низкая социальная адаптация;
9. испытывают затруднения в установлении контактов с людьми;
10. не считают нужным изменяться в зависимости от ситуации, прямолинейны.
Таким образом, задачи, поставленные в начале дипломной работы выполнены, цель достигнута.
Приложение 1
Определение особенностей социального интеллекта. (Дж. Гилфорд, М. Салливен)
Социальный интеллект – это способность понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальным (словесным) и невербальным проявлениям. Социальный интеллект – это, также, проявление дальновидности в межличностных отношениях. Социальный интеллект связывают со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Это особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление.
Автор методики Дж. Гилфорд рассматривал СИ как систему интеллектуальных способностей, не зависимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации.
Согласно концепции Гилфорда, СИ включает в себя 6 факторов, связанных с познанием поведения:
1) познание элементов поведения — способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения;
2) познание классов поведения — способность распознать общие свойства в потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении;
3) познание отношений поведения — способность понимать отношения;
4) Познание систем поведения — способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях;
5) Познание преобразования поведения — способность понимать изменение значения сходного поведения (вербального и невербального) в разных ситуационных контекстах;
6) Познание результатов поведения — способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.
Индивидуальная психология: основные концепции и принципы
Адлер сформулировал очень экономичную теорию личности в том смысле, что в основании всего теоретического сооружения лежит ограниченное количество ключевых концепций и принципов. Последние можно подразделить на семь пунктов:
1. чувство неполноценности и компенсация;
2. стремление к превосходству;
3. стиль жизни;
4. социальный интерес ...
Эмпирическое исследование ценностных ориентаций мужчин. Описание
методов и выборки исследования
Целью эмпирической части явилось исследование терминальных и инструментальных ценностей, а также смысло-жизненных ориентаций мужчин.
Задачи эмпирического исследования:
- изучить терминальные и инструментальные ценности мужчин;
- проанализировать содержательную сторону направленности личности и мотивацию жизненной активности мужчин;
...
Противострессовая "переделка" дня
Очень часто люди при возвращении домой переносят свою рабочую активность, возбужденность в семью. Что же нужно, чтобы избавиться от своих дневных впечатлений и, переступив порог дома, не вымещать на домашних свое плохое настроение? Ведь таким образом мы приносим домой стресс, а виной всему – наше неумение отрешиться от накопившихся за д ...