ЗаключениеСтраница 2
Проведенный нами статистический анализ показал, что существуют достоверные различия между созависимыми матерями, имеющими детей с алкогольной или наркотической зависимостью, и несозависимыми матерями, имеющими здоровых детей в выраженности ипохондрии, истерии, паранояльности, психастении, экстернальности и интернальности, неадекватно-высокой, высокой, низкой и неадекватно-низкой самооценкой, адекватностью самооценки в целом, на основании этого мы можем говорить, что гипотеза о наличии различий в личностных характеристиках, между матерями, имеющими детей с алкогольной и наркотической зависимостью, и матерями, имеющими здоровых детей, подтвердилась.
В данной работе мы затронули проблему, которая требует комплексного исследования, так как это поможет определить те отклонения от нормы в личности и поведении, которые необходимо корректировать, ибо, по мнению врача В. Москаленко, "оставленная без внимания созависимость может привести к смерти из-за психосоматического заболевания, невнимания к своему здоровью, игнорирования собственных потребностей".
Данная работа может представлять интерес для психологов, наркологов, психотерапевтов. Практическую значимость работа приобретает в качестве просвещения при профилактике и коррекции зависимости у детей и созависимости у их родителей и других членов семьи.
Приложение 1
Методика оценки созависимости
На вопросы нужно ответить «да» или «нет».
1. Стараетесь ли Вы решать свои проблемы самостоятельно, в одиночку?
2. На Ваш взгляд, жертвуете ли Вы собой, в надежде на выздоровление Вашего ребенка?
3. Миритесь ли с неудобствами, которые доставляет Вам Ваш ребенок?
4. Считаете ли Вы, что в том, что Ваш ребенок наркоман, виноваты другие люди?
5. Есть ли у Вас чувство вины из-за то, что Ваш ребенок стал наркоманом (алкоголиком )?
6. Вы стараетесь быть хорошим для всех?
7. Вы отрицаете то, что наркоман – больной человек?
8. Даете ли Вы карманные деньги своему ребенку, зная, что он наркоман?
9. Есть ли у Вас обеспокоенность влиянием наркотиков на общество в целом?
10. Возникало ли у Вас желание самому попробовать наркотик, чтобы лично понять наркомана(алкоголика )?
11. Есть ли у Вас чувство апатии, примирения со своей участью?
12. Возникали ли у Вас мысли о самоубийстве?
13. Часто ли Вы думаете о смерти, считая ее приемлемым вариантом решения Ваших проблем?
14. Есть ли у Вас вредные привычки?
15. Испытываете ли Вы чувство стыда в связи с тем, что Ваш ребенок страдает наркоманией(алкоголизма )?
16. Есть ли у Вас ощущения страха за своего ребенка?
17. Считаете ли Вы себя жертвой жизни?
18. Считаете ли Вы, что Вас никто не понимает?
19. Чувствуете ли Вы себя всегда уверенным в своих силах?
20. Зависит ли Ваше хорошее отношение к себе от хорошего отношения к Вам наркомана(алкоголика )?
21. Нуждаетесь ли Вы в одобрении своих поступков со стороны наркомана(алкоголика )?
22. Сосредоточены ли все Ваши усилия на том, чтобы оберегать наркомана, решать его проблемы, облегчать его страдания?
23. Отложили ли Вы в сторону свои увлечения, тратя внимание на увлечения и интересы наркомана(алкоголика )?
24. Обеспокоены ли Вы постоянно тем, что чувствует наркоман(алкоголик)?
25. Стали ли Вы меньше общаться с другими людьми, чтобы больше общаться с наркоманом(алкоголиком )?
Психодинамическое направление в теории личности психоаналитическая теория З.
Фрейда
Цель: научить пониманию основных положений психоаналитической теории З. Фрейда с точки зрении ее влияния на психодинамическое направление в теории личности.
Задачи
: сформировать представление об основных исследованиях в области бессознательного до психоаналитической теории З. Фрейда. об основных фактах биографии З. Фрейда и об этапах ...
Психологические особенности младших школьников
Младший школьный возраст (с 6-7 до 10-11 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу.
Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью.
Новая социальная ситуация ра ...
Тенденция к самоактуализации
Существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруентности и более реалистическому функционированию. «Это стремление, которое видно во всякой органической человеческой жизни – расширяться, распространяться, становиться автономным, развиваться, достигать зрелости, - стремление вы ...