Психология симпатий и антипатийСтраница 2
Во-первых, не может быть полного обезличения никаких общественных отношений. В любых взаимодействиях всегда присутствует момент привлекательности — непривлекательности. Вопрос заключается лишь в том, где присутствие этого момента оправдано больше, а где — меньше. На производстве результаты совместной деятельности, экономическая эффективность-главный критерий оценки пользы или вреда межличностных отношений.
Во-вторых, необходимо определить степень близости межличностных отношений, их приемлемость для тех или других обстоятельств. В условиях, при которых важно соблюдение производственных, экономических, нравственных, гражданских и т. д. норм отношений, близкие отношения могут затруднять их функционирование. Превращение же приятельских, любовных, супружеских, дружеских отношений в функциональные, утилитарные ведет к их раз рушению или утрате удовлетворения от них. В-третьих, важно адекватно оценивать возможность тех или иных меж личностных отношений.
Неадекватные ожидания в отношениях, как и их проявление в поведении, приводят к разнообразным недоразумениям, напряженности, конфликтам, вплоть до распада меж личностных отношений. В-четвертых, необходимо учитывать "точки отсчета" в межличностных отношениях; "от себя" и "от других". Наличие устойчивых отношений, в которых проявляется позиция "от себя" и "для себя", ориентировано на использование общественных отношений, в том числе межличностных, в свою пользу. Наоборот, позиция "от других" обеспечивает функционирование общественных отношений согласно их социально значимому предназначению.
Рассматриваемый момент отношений имеет нравственно-психологическую природу. Число отмеченных поправок может быть существенно увеличено, но все они должны быть "взвешены" по степени значимости при решении конкретных практических задач. Люди, испытывающие взаимные симпатии и притяжение по отношению друг к другу, при вовлечении в совместные действия принимают во внимание предубеждения и слабости, присущие каждому из них. Чем большее притяжение испытывают люди, тем более склонны они к снисходительности, а следовательно, и к большему согласию друг с другом. В свою очередь, притяжения, взаимные симпатии не могут возникнуть без определенного сходства мнений и оценок.
Поскольку взаимные выборы и отвержения не задаются жестко внешними условиями, нормами, инструкциями, возникает вопрос о том, что же притягивает — отталкивает, вызывает взаимные симпатии — антипатии: подобие, сходство или различия, дополнения.
В настоящее время "равноправно" существуют два направления в исследовании межличностной привлекательности: одно утверждает значимость сходства, другое—контраст (взаимодополняемость).
Согласно теории "балансных моделей" сходство в аттитюдах (установках) относительно важных объектов (включая самих себя) усиливает взаимную привлекательность.
Данная теория предполагает действие трех основных компонентов, соотношение которых и регулирует привлекательность — непривлекательность (притяжение-симпатия, отталкивание-антипатия). Первый компонент—личность А, второй компонент—личность В, третий компонент—некоторый объект Х или обсуждаемый вопрос, идея. Возможны различные соотношения привлекательности — непривлекательности между А и В, что определяется их отношением к X. Если Х привлекателен для А и В, то между А и В скорее всего будет наблюдаться взаимная привлекательность. Баланс отношений А и В нарушается при появлении в триаде элемента непривлекательности. Основным положением теории Хзйдера является тезис о том, что люди имеют тенденцию предпочитать сбалансированные ситуации в своих межличностных отношениях.
В основу этого утверждения автор берет факт существования некоторой внутриличностной силы и напряжения, которые приводят к достижению баланса. В условиях дисбаланса личность будет испытывать напряжение и даже дискомфорт. Поэтому предполагается, что она изменит свое поведение или мнение таким образом, чтобы максимизировать баланс, изменяя либо свои симпатии к другому лицу, либо свою ориентацию ("симпатию") по отношению к Х (объекту, мнению).
В условиях баланса личность А испытывает относительно меньшее напряжение и не меняет ни своего поведения, ни мнения в отношении личности В и объекта, мнения Х В реальной жизни моменты "абсолютной" сбалансированности в трехкомпонентной схеме отношений встречаются редко. Система находится в постоянном развитии, что вызывает колебательные процессы баланса — дисбаланса. За счет этого и развиваются, уточняются отношения, накапливается межличностный опыт каждой личности.
Беседа при приеме на работу
Необходимо подготовить схему (план) беседы. Она поможет не упустить ничего важного. На такую беседу отводится весьма ограниченный интервал времени и нужно в него уложиться. С претендентом нужно поработать так, чтобы после его ухода осталась полная уверенность: сделано все, чтобы принять решение. Поэтому должны быть запланированы как сам ...
Особенности содержания Американских мультфильмов
Телевидение ориентировано на детей, как на маленьких, так и подрастающих. Для того, чтобы завлечь детей существует множество каналов, которые показывают мультфильмы, сериалы. Когда ребенок смотрит мультфильмы, словно отключается от всего того, что его окружает. Не реагирует на нормальное звучание речи, а после просмотра мультфильмов или ...
Необходимость разработки и внедрения вариативных
форм подготовки детей к школе
Возрастание объемов информации, интенсификация обучения, увеличение нагрузки наряду с ухудшающимся здоровьем и ростом школьных проблем заставляют школу и родителей искать варианты такой подготовки, которая смогла бы обеспечить ребенку нормальную адаптацию в школе и хотя бы частично разгрузила его на первых, самых сложных, этапах обучени ...