ЗаключениеСтраница 2
Сравнительный анализ результатов показал, что уровень выраженности нарушений психических функций по последним показателям в контрольной группе значительно выше, чем у детей из экспериментальной группы.
Количественный анализ полученных данных, указывает, что коэффициент продуктивности психической деятельности детей в экспериментальной группе статистически значимо выше (p < 0.01) по всем уровням точности выполнения заданий, чем у детей контрольной группы. Таким образом, уровневый и количественный анализ продуктивности психической деятельности детей с церебральным параличом, показывает качественные изменения процессов пространственного анализа и синтеза, развитие которых достоверно выше (p > 0.05) у детей экспериментальной группы, чем те же показатели у детей контрольной группы.
Таким образом, результаты полученные в ходе эмпирического исследования, подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что в ходе специально организованного коррекционного процесса (включения в структуру психологической коррекции специально подобранных физических упражнений), возможно сформировать у детей с выраженными нарушениями психомоторного развития функции пространственного анализа и синтеза (ориентировки), необходимые для дальнейшего психического развития, то есть способствующие не только эффективному приспособлению ребенка инвалида к окружающей действительности, но и дающие возможность последующего успешного обучения и социальной адаптации.
Основываясь на результатах экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что разработанный алгоритм коррекции, способствуют успешному развитию у детей процессов пространственного анализа и синтеза. Указанный алгоритм введен в практику коррекционного процесса в специализированном детском учреждении.
Практическая значимость исследования определяется тем, что выявлены закономерности взаимодействия и влияния таких психических процессов, как пространственное восприятие, сенсорно-двигательные интеграции на развитие и совершенствование предметно-манипулятивной деятельности, и успешное выполнение физических упражнений детьми, страдающими детскими церебральными параличами. Сформулированы и реализованы основные положения выдвинутой гипотезы. Созданы условия для повышения двигательной активности, расширения сферы социального общения и создания базовых предпосылок для подготовки к учебной и трудовой деятельности данного контингента детей. Это предъявляет соответствующие требования к организации комплексной реабилитации детей с ДЦП в коррекционных учреждениях, в конечном счете, именно это дает возможность разработать научно обоснованную, индивидуальную и достаточно эффективную программу психолого-педагогической реабилитации ребенка, без которой невозможно его полноценная интеграция в общество. Полученные результаты позволяют, в дальнейшем, перейти к более глубокому изучению проблемы пространственных нарушений и их влияния на развитие психики ребенка с ДЦП, для дальнейшей разработки профилактических и коррекционных программ для детей с психомоторными нарушениями.
Приложение
Приложение №1.
Подбор детей с ДЦП для участия в исследовании осуществлялся на основании анализа медицинской документации и заключений специалистов с учетом двигательных возможностей испытуемых. Общее число испытуемых принявших участие в психологическом исследовании составили 80 детей, в возрасте от 6 до 8.5 лет с различными формами церебрального паралича.
Из общего числа детей сформированы две однородные по формам церебрального паралича группы, которые были разделены на контрольную и экспериментальную с равным количеством детей в каждой.
Таблица №1.Испытуемые экспериментальной группы
имя ребенка |
возраст * |
Стороннее предпочтение в\к. |
Форма ДЦП |
1. Рустам Г |
6.09 |
П. |
Спастическая |
2. Даша Б. |
6.11 |
П. |
Смешанная |
3. Павел Б. |
7.0 |
Л. |
Гиперкинетическая |
4. Даня Б. |
7.07 |
П. |
Смешанная |
5. Аня А. |
7.09 |
П. |
Смешанная |
6. Катя А. |
7.01 |
П. |
Спастическая |
7. Давид Г |
6.09 |
П. |
Гиперкинетическая |
8. Ира Г. |
8.0 |
Л. |
Спастическая |
9.Саша С. |
6.09 |
Л. |
Смешанная |
10. Ира Д. |
6.04 |
П. |
Спастическая |
11. Олег Д |
7.01 |
П. |
Гемипаретическая |
12. Алина Е. |
8.0 |
П. |
Смешанная |
13. Таня Ж |
6.03 |
П. |
Гиперкинетическая |
14. Павел 3. |
8.0 |
Л. |
Смешанная |
15. Ваня К |
6.11 |
П. |
Спастическая |
16. Костя К |
7.0 |
П. |
Гиперкинетическая |
17. Коля К. |
6.0 |
П. |
Смешанная |
18. .Андрей К |
6.11 |
П. |
Спастическая |
19. Коля Л. |
6.04 |
П. |
Спастическая |
20. Вика Л. |
7.07 |
Л. |
Гемипаретическая |
21. Даша Л. |
8.0 |
П. |
Смешанная |
22. Туги Л. |
7.01 |
П. |
Гемипаретическая |
23. Егор Л. |
6.05 |
П. |
Смешанная |
24. Карина Л. |
6.09 |
П. |
Смешанная |
25 Костя М. |
7.06 |
П. |
Спастическая |
26. Лена М. |
7.0 |
П. |
Гемипаретическая |
27. Никита М. |
8.0 |
П. |
Смешанная |
28. Женя М. |
6.02 |
П. |
Смешанная |
29. Даша Н. |
6.06 |
П. |
Гемипаретическая |
30. Чанг Н. |
7.03 |
П. |
Спастическая |
31. Дима Н. |
8.0 |
П. |
Гиперкинетическая |
32. Даша П. |
7.04 |
П. |
Смешанная |
33. Лиля П. |
6.06 |
П. |
Смешанная |
34. Кристина П. |
6.02 |
П. |
Спастическая |
35. Саша У. |
8.0 |
Л. |
Гемипаретическая |
36. Коля П. |
6.0 |
П. |
Смешанная |
37. Федя П. |
6.10 |
П. |
Гемипаретическая |
38. Алина П. |
6.07 |
П. |
Гиперкинетическая |
39. Полина М. |
7.11 |
П. |
Спастическая |
40. Вова И. |
8.0 |
П. |
Смешанная |
Мышление как один из основных познавательных процессов
личности подростков
На протяжении отрочества продолжается развитие мыслительных способностей и как следствие — расширение сознания происходящего, границ воображения, диапазона суждений и проницательности. Эти возросшие возможности познания также способствуют быстрому накоплению знаний, открывающих перед подростками ряд вопросов и проблем, которые могут ...
Факторы, влияющие на успех социальной адаптации
Успех адаптации зависит, по крайней мере, от трех групп факторов.
К первой группе относится личность самого освобожденного: его мировоззрение, черты характера, темперамент, интеллект, мораль, правосознание, этика, нравственность, образование, специальность, трудовые навыки и т. д.
Ко второй - условия внешней среды, окружающей личность ...
Наследственность
Этологический подход исходит из биологизаторской трактовки агрессии как особого врожденного инстинкта и, по сути, представляет собой модернизированную форму социального дарвинизма. Именно поэтому его и следует рассматривать как исторически первую в идейном плане попытку объяснения природы агрессии - через прямую аппеляцию к биологическо ...