Заключение
Страница 2

Сравнительный анализ результатов показал, что уровень выраженности нарушений психических функций по последним показателям в контрольной группе значительно выше, чем у детей из экспериментальной группы.

Количественный анализ полученных данных, указывает, что коэффициент продуктивности психической деятельности детей в экспериментальной группе статистически значимо выше (p < 0.01) по всем уровням точности выполнения заданий, чем у детей контрольной группы. Таким образом, уровневый и количественный анализ продуктивности психической деятельности детей с церебральным параличом, показывает качественные изменения процессов пространственного анализа и синтеза, развитие которых достоверно выше (p > 0.05) у детей экспериментальной группы, чем те же показатели у детей контрольной группы.

Таким образом, результаты полученные в ходе эмпирического исследования, подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что в ходе специально организованного коррекционного процесса (включения в структуру психологической коррекции специально подобранных физических упражнений), возможно сформировать у детей с выраженными нарушениями психомоторного развития функции пространственного анализа и синтеза (ориентировки), необходимые для дальнейшего психического развития, то есть способствующие не только эффективному приспособлению ребенка инвалида к окружающей действительности, но и дающие возможность последующего успешного обучения и социальной адаптации.

Основываясь на результатах экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что разработанный алгоритм коррекции, способствуют успешному развитию у детей процессов пространственного анализа и синтеза. Указанный алгоритм введен в практику коррекционного процесса в специализированном детском учреждении.

Практическая значимость исследования определяется тем, что выявлены закономерности взаимодействия и влияния таких психических процессов, как пространственное восприятие, сенсорно-двигательные интеграции на развитие и совершенствование предметно-манипулятивной деятельности, и успешное выполнение физических упражнений детьми, страдающими детскими церебральными параличами. Сформулированы и реализованы основные положения выдвинутой гипотезы. Созданы условия для повышения двигательной активности, расширения сферы социального общения и создания базовых предпосылок для подготовки к учебной и трудовой деятельности данного контингента детей. Это предъявляет соответствующие требования к организации комплексной реабилитации детей с ДЦП в коррекционных учреждениях, в конечном счете, именно это дает возможность разработать научно обоснованную, индивидуальную и достаточно эффективную программу психолого-педагогической реабилитации ребенка, без которой невозможно его полноценная интеграция в общество. Полученные результаты позволяют, в дальнейшем, перейти к более глубокому изучению проблемы пространственных нарушений и их влияния на развитие психики ребенка с ДЦП, для дальнейшей разработки профилактических и коррекционных программ для детей с психомоторными нарушениями.

Приложение

Приложение №1.

Подбор детей с ДЦП для участия в исследовании осуществлялся на основании анализа медицинской документации и заключений специалистов с учетом двигательных возможностей испытуемых. Общее число испытуемых принявших участие в психологическом исследовании составили 80 детей, в возрасте от 6 до 8.5 лет с различными формами церебрального паралича.

Из общего числа детей сформированы две однородные по формам церебрального паралича группы, которые были разделены на контрольную и экспериментальную с равным количеством детей в каждой.

Таблица №1.Испытуемые экспериментальной группы

имя ребенка

возраст *

Стороннее предпочтение в\к.

Форма ДЦП

1. Рустам Г

6.09

П.

Спастическая

2. Даша Б.

6.11

П.

Смешанная

3. Павел Б.

7.0

Л.

Гиперкинетическая

4. Даня Б.

7.07

П.

Смешанная

5. Аня А.

7.09

П.

Смешанная

6. Катя А.

7.01

П.

Спастическая

7. Давид Г

6.09

П.

Гиперкинетическая

8. Ира Г.

8.0

Л.

Спастическая

9.Саша С.

6.09

Л.

Смешанная

10. Ира Д.

6.04

П.

Спастическая

11. Олег Д

7.01

П.

Гемипаретическая

12. Алина Е.

8.0

П.

Смешанная

13. Таня Ж

6.03

П.

Гиперкинетическая

14. Павел 3.

8.0

Л.

Смешанная

15. Ваня К

6.11

П.

Спастическая

16. Костя К

7.0

П.

Гиперкинетическая

17. Коля К.

6.0

П.

Смешанная

18. .Андрей К

6.11

П.

Спастическая

19. Коля Л.

6.04

П.

Спастическая

20. Вика Л.

7.07

Л.

Гемипаретическая

21. Даша Л.

8.0

П.

Смешанная

22. Туги Л.

7.01

П.

Гемипаретическая

23. Егор Л.

6.05

П.

Смешанная

24. Карина Л.

6.09

П.

Смешанная

25 Костя М.

7.06

П.

Спастическая

26. Лена М.

7.0

П.

Гемипаретическая

27. Никита М.

8.0

П.

Смешанная

28. Женя М.

6.02

П.

Смешанная

29. Даша Н.

6.06

П.

Гемипаретическая

30. Чанг Н.

7.03

П.

Спастическая

31. Дима Н.

8.0

П.

Гиперкинетическая

32. Даша П.

7.04

П.

Смешанная

33. Лиля П.

6.06

П.

Смешанная

34. Кристина П.

6.02

П.

Спастическая

35. Саша У.

8.0

Л.

Гемипаретическая

36. Коля П.

6.0

П.

Смешанная

37. Федя П.

6.10

П.

Гемипаретическая

38. Алина П.

6.07

П.

Гиперкинетическая

39. Полина М.

7.11

П.

Спастическая

40. Вова И.

8.0

П.

Смешанная

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Психологические особенности младших школьников
Младший школьный возраст (с 6-7 до 10-11 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Новая социальная ситуация ра ...

Сущность познавательных процессов и функции
Все познавательные процессы условно можно разделить на: - ощущение - восприятие - мышление - внимание - память - воображение - речь Ощущение. Ощущение - отражение (самое простое) свой ств пр едметов при непосредственном воздействии на рецепторы. Результатом процесса ощущения является возникновение сенсорного образа. Наше поведен ...

Динамические процессы в малой группе
Исследование малых групп имеет в качестве своей предпосылки характеристику некоторой «статики» группы: определение ее границ, состава, композиции. Но естественно, что главной задачей социально- психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Рассмотрение их важно с двух точек зрения: · необх ...