Сравнительный анализ особенностей социального интеллекта у младших
школьников, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа и
воспитывающихся в семьеСтраница 6
- более низкая социальная адаптация;
- более низкая выраженность эмпатийных тенденций – испытывают затруднения в установлении контактов с людьми; - более низкий самоконтроль в общении – не считают нужным изменяться в зависимости от ситуации, прямолинейны.
2. Для группы младших школьников, воспитывающихся в семье характерно:
- более высокие способности к познанию поведения другимх людей – способны предвосхищать дальнейшие поступки других людей на основе анализа реальных ситуаций общений (семейного, дружеского);
- знают нормо-ролевые модели и правила, регулирующие поведение людей;
- более высокие способности к познанию невербального поведения – способны правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям;
- более высокие способности к познанию вербального поведения – обладают хорошей чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений;
- развитие социального интеллекта выше, чем у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа – способны извлечь максимум информации о поведении людей, успешно прогнозируют их реакции в заданных обстоятельствах;
- проявляют дальновидность в отношениях с другими;
- у данной группы детей более развита эмпатия – стараются не допускать конфликтов и находят компромиссные решения, общительны, быстро устанавливают контакты с окружающими;
- они умеют контролировать свое поведение во время общения – гибко реагируют на изменение ситуации.
3. Для обеих групп младших школьников характерно:
- умеют четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели;
- в общении больше ориентированы на вербальное содержание сообщений;
- плохо распознают смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от контекста ситуации общения;
- испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия;
- в межличностных отношениях склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим впечатлениям;
- эмоциональные проявления находятся под самоконтролем;
- предпочитают не высказывать свою точку зрения;
- чаще управляют выражением своих эмоций;
- способны предвидеть впечатление, которое производят на окружающих.
Роль комплекса неполноценности в жизни личности
Комплекс неполноценности, с которого Адлер начал разработку своей концепции, не следует понимать, как нечто патологическое, указывающее на болезнь. Неполноценность – нормальное, естественное для человека чувство. Адлер даже сформулировал афоризм: «чтобы быть полноценным человеком, надо обладать комплексом неполноценности». Как же это по ...
Развитие личности подростков в неполных и смешанных семьях
Поскольку развод становится все более распространенным явлением, особую важность приобретает вопрос о его влиянии на подростков. По мнению многих врачей-психиатров и психологов, развод родителей является главным негативным событием в жизни подростка, причиной неуверенности и травмирующих переживаний. Первая эмоциональная реакция подрост ...
Категория общения в социальной психологии
Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром.
Категория «общение», напоминает А. Л. Журавлев, является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», ...