ЗаключениеСтраница 1
Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. Система устойчивых ценностных ориентаций личности является показателем того, что можно ожидать от индивида. О социально-политической позиции, о духовном мире личности можно судить по тому, на достижение каких ценностей она направляет свои усилия, какие объекты являются для нее наиболее значимыми, то есть ценностные ориентации выступают как обобщенный показатель направленности интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного развития.
В большинстве современных исследований ценности рассматриваются под социально-психологическим углом зрения, предстают как социальное явление, как продукт жизнедеятельности общества и социальных групп. В основании системы ценностей самоактуализирующегося человека лежит его философское отношение к жизни, его согласие с собой, со своей биологической природой, приятие социальной жизни и физической реальности. Ценности, являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта.
Содержание ценностных ориентаций обусловлено реальными общественными отношениями, в которые включена личность в процессе своей жизнедеятельности. Формирование ценностных ориентаций как внутренних детерминант деятельности связано с формированием системы значений. В основе ценностных ориентаций лежат обобщенные ценностные представления, в которых отражается социальный и индивидуальный опыт человека, его многообразные связи с наиболее значимыми сторонами действительности. Являясь структурными компонентами вербального осознания, ценностные ориентации функционируют как идеальные критерии оценки, как способы рационализации поведения.
Ценностные ориентации тесно связаны с мотивационно-потребностной сферой человека. Характер этой связи двусторонний. С одной стороны ценностные ориентации, формируются уже на базе сложившихся потребностей человека, с другой – усвоение тех или иных ценностей социальной среды может стать базисом для формирования новых потребностей.
Целью нашего исследования было изучение специфики ценностных ориентаций неженатых мужчин.
Использовались методики: тестирование с использованием психодиагностических методик – «Тест смысло-жизненных ориентаций» Леонтьев Д.А., «Ценностные ориентации» Рокич М., «Опросник терминальных ценностей» Сенин И.С.
Результаты исследования. Исследование по методике «Опросник терминальных ценностей» показало, что женатые и неженатые мужчины по своим терминальным ценностям значимо отличаются на 1% уровне по шкале «собственного престижа» (выше показатель у неженатых мужчин).
Результаты исследования жизненных сфер показали, что наиболее важной и для женатых и для неженатых мужчин является сфера профессиональной деятельности, а статистически значимых различий по шкалам не выявлено. Использовался расчет U-критерий Манна-Уитни.
Результаты исследования терминальных и инструментальных ценностей у мужчин по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича следующие:
Первые три ранговые позиции у женатых мужчин занимают такие терминальные ценности как: здоровье; семейная жизнь; материальная обеспеченность; в то время как у неженатых – это материальная обеспеченность; здоровье; любовь. На последних местах и у женатых и у неженатых стоят - творчество; счастье других; красота природы и искусства. Различия значимы только по шкалам счастливой семейной жизни и свободы.
Инструментальные ценности стоят в следующем порядке: у женатых первые три ранговые позиции занимают рационализм; эффективность в делах; ответственность; у неженатых – рационализм; честность; ответственность. На последнем месте у женатых находятся – образованность; высокие запросы; непримиримость к недостаткам в себе и других, в то время как у неженатых это терпимость; чуткость; непримиримость к недостаткам в себе и других. Расхождения значимы только по шкале твердая воля (меньший ранг у неженатых мужчин). Использовался расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Результаты исследования по методике Д.А. Леонтьева «Тест смысло-жизненных ориентаций» показали, что значимые на 1% уровне различия вышли по шкалам: «цель», «результат», «ЛК-Я», «ЛК-Ж» (все показатели выше у женатых мужчин). Незначимы оказались различия по шкале «процесс». Использовался расчет U-критерий Манна-Уитни.
Таким образом, ценностные ориентации женатых и неженатых мужчин имеют различную выраженность и иерархическую представленность в ценностно-мотивационной сфере, а значит, выдвинутая гипотеза в ходе нашего исследования была подтверждена.
Таблица № 6 Результаты исследования терминальных ценностей неженатых мужчин
ФИО |
Неженатые | |||||||||||||||||
Термин. ценности |
Акт. жиз. |
Жизн. мудр. |
Здо- ровье |
Ра- бота |
Крас. прир. |
Лю- бовь |
Мат. обесп. |
Дру- зья |
Приз- нание |
Поз- нание |
Прод. жизнь |
Раз- витие |
Раз- влеч. |
Сво- бода |
Се- мья |
Сч. др. |
Твор- чество |
Увер. в себе |
Ранг → |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
1.Дмитрий А. |
6 |
17 |
18 |
4 |
16 |
7 |
3 |
8 |
10 |
11 |
15 |
14 |
2 |
1 |
9 |
13 |
12 |
5 |
2.Василий Б. |
10 |
5 |
4 |
3 |
16 |
9 |
7 |
17 |
15 |
2 |
8 |
11 |
18 |
12 |
6 |
1 |
14 |
13 |
3.Олег З. |
12 |
1 |
4 |
5 |
17 |
8 |
6 |
16 |
11 |
9 |
2 |
13 |
3 |
14 |
10 |
15 |
18 |
7 |
4. Михаил З. |
12 |
10 |
9 |
8 |
18 |
2 |
1 |
6 |
7 |
5 |
11 |
3 |
14 |
13 |
15 |
17 |
16 |
4 |
5.Вадим И. |
9 |
8 |
2 |
14 |
12 |
6 |
1 |
3 |
7 |
15 |
16 |
17 |
10 |
4 |
5 |
13 |
18 |
11 |
6.Евгений К. |
10 |
11 |
1 |
2 |
18 |
3 |
4 |
5 |
12 |
13 |
14 |
6 |
7 |
8 |
15 |
16 |
17 |
9 |
7. Артем К. |
14 |
13 |
1 |
12 |
17 |
2 |
11 |
7 |
18 |
10 |
6 |
8 |
16 |
3 |
5 |
9 |
15 |
4 |
8. Дмитрий Л. |
13 |
2 |
1 |
14 |
15 |
7 |
8 |
9 |
16 |
6 |
5 |
3 |
10 |
4 |
11 |
17 |
18 |
12 |
9.Роман М. |
1 |
18 |
9 |
2 |
17 |
16 |
3 |
8 |
7 |
6 |
10 |
11 |
4 |
5 |
14 |
15 |
13 |
12 |
10. Сергей М. |
1 |
15 |
14 |
2 |
17 |
5 |
3 |
4 |
6 |
7 |
8 |
9 |
11 |
10 |
12 |
16 |
18 |
13 |
11.Дмитрий М. |
12 |
10 |
7 |
9 |
18 |
3 |
2 |
1 |
17 |
13 |
14 |
11 |
4 |
5 |
6 |
15 |
16 |
8 |
12.Констант. Н. |
9 |
7 |
1 |
13 |
17 |
12 |
2 |
3 |
11 |
10 |
4 |
8 |
14 |
5 |
15 |
18 |
16 |
6 |
13.Николай Ц. |
6 |
11 |
5 |
4 |
18 |
3 |
2 |
1 |
10 |
14 |
15 |
13 |
9 |
12 |
7 |
16 |
17 |
8 |
14.Дмитрий Ч. |
12 |
2 |
1 |
11 |
18 |
5 |
10 |
4 |
17 |
16 |
3 |
8 |
9 |
7 |
13 |
14 |
15 |
6 |
15.Анавяр Я. |
13 |
2 |
5 |
4 |
17 |
7 |
6 |
16 |
12 |
14 |
1 |
15 |
3 |
10 |
8 |
11 |
18 |
9 |
Средний балл |
9,3 |
8,8 |
5,5 |
7,1 |
16,7 |
6,3 |
4,6 |
7,2 |
11,7 |
10,1 |
8,8 |
10 |
8,9 |
7,5 |
10,1 |
13,7 |
16,1 |
8,5 |
Средний ранг |
11 |
8 |
2 |
4 |
18 |
3 |
1 |
5 |
15 |
14 |
9 |
12 |
10 |
6 |
13 |
16 |
17 |
7 |
Развитие ребенка в раннем возрасте. Влияние семьи на развитие ребенка. Бондинг
Уже через несколько минут после рождения ребенок, мать и отец (если он присутствует при родах) включаются в процесс бондинга - установления первичной эмоциональной связи между родителями и ребенком. Новорожденный способен бодрствовать в первые 30-40 минут после рождения. В это время он может попытаться сфокусировать взгляд на материнско ...
Характеристика и строение характера
Характер — это совокупность устойчивых черт личности, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. При таком определении характера его свойства могут быть отнесены к формально – динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти свойства, если можно так выразиться, предельно формальны, в ...
Мотивация выбора профессии. Вековые этапы профессионального самоопределения
Принцип развития в психологии подтверждает, что будь какое мотивационное образование в конкретный момент времени на определенной фазе его формирования. В зависимости от этой фазы процесс мотивации протекает на разных уровнях и в разных аспектах. Как отмечает Б.С. Волков, профессиональное самоопределение начинается в раннем возрасте в иг ...