Заключение
Страница 4

— смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;

— твердая воля (умение настоять на своем, не отступать пе­ред трудностями);

— терпимость (к взглядам и мнениям других, умение про­щать другим их ошибки и заблуждения);

— широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, ува­жать иные вкусы, обычаи, привычки);

— честность (правдивость, искренность);

— эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

— чуткость (заботливость).

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке резуль­татов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуе­мым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагно­стическую информацию и позволяют сделать более обоснован­ные выводы. Так, после основной серии можно попросить испы­туемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

«В каком порядке и в какой степени (в процентах) реа­лизованы данные ценности в вашей жизни?»

«Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»

«Как, на ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях

«Как сделало бы это, по вашему мнению, большинство людей?»

«Как это сделали бы вы 6 или 10 лет назад?»

« через 5 или 10 лет?»

«Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?»

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по раз­ным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореа­лизации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценно­сти, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориента­ции. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерно­сти, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест «Осознанность жизненных целей»

ИСТОЧНИК: Сборник психологических тестов. /Сост.Е.Карапешта Киев, Хибатура, 1992./

Методика «Осознанность жизненных целей» состоит из двух шкал.

Шкала А

: «отношение к жизни». Шкала направлена на выявление уровня осознанности личности при формирова­нии жизненных целей и ее ответственности за их достиже­ние. Шкала состоит из 6 вопросов: 1,3,5,7,9,11.

Шкала Б

: «структурированность свободного времени». Шкала показывает, как глубина и осознанность жизнен­ных целей человека проявляются через структуру исполь­зования свободного времени. Шкала состоит из 6 вопросов: 2,4,6,8,10,12. Тест в целом способствует осознанию лично­стью уровня сформированности своих жизненных целей, возможного противоречия между глубиной жизненных це­лей и способами использования свободного времени и помо­тает выбрать направление дальнейшего самосовершенство­вания личности.

Существенно, что при гармоничном развитии личности балльные оценки по обеим шкалам связаны обратной зави­симостью: при высоких оценках по шкале Б — низкие по­казатели шкалы А, и наоборот.

Значимые нарушения обратной зависимости могут сви­детельствовать о дисгармоничном развитии личности, кри­зисном периоде жизни, внутреннем конфликте . В этом случае требуется дополнительное исследование личности для локализации источника противоречия и направленной работы по гармонизации.

Характеристика распределения набранных баллов в опытных выборках, а также гистограммы соответствующих распределений приведены в приложении.

Вопросник

ИНСТРУКЦИЯ:

Внимательно прочитайте вопрос и ре­шите, какой из ответов — «ДА», «ИНОГДА», «НЕТ/НИ­КОГДА» — вам подходит. Запишите его в регистрационный бланк.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Целевая установка и организационно-методические указания. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель преподавания курса «Психология бизнеса» – изучение психологических особенностей поведения человека в бизнесе. Предмет изучения – деятельность человека в сфере бизнеса. Задачи курса: – сформировать у студентов представление об общих особенностях бизнеса как социокультурного института и как вида деятельности и тех требованиях, к ...

Условия эффективного взаимодействия в управленческом общении
Взаимодействие в общении - это система взаимно обусловленных действий партнеров по общению, направленных на взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок и др. с целью обеспечения результативности общения и выработки единой стратегии. Характерные черты взаимодействия: взаимодействие - необходимый и обязательный эл ...

Перечень тем практических занятий
Номера тем дисциплин Тема практического занятия Количество часов 1. Бизнес как социокультурный институт 2 2. Психология деятельности бизнесменов 2 3. Социальная психология личности бизнесмена 4 4. Психологические качества бизнесмена 6 5. Социальная психология бизнеса 6 ...