ЗаключениеСтраница 4
— смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;
— твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
— терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
— широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
— честность (правдивость, искренность);
— эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
— чуткость (заботливость).
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.
Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:
«В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?»
«Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»
«Как, на ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях
«Как сделало бы это, по вашему мнению, большинство людей?»
«Как это сделали бы вы 6 или 10 лет назад?»
« через 5 или 10 лет?»
«Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?»
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.
Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тест «Осознанность жизненных целей»
ИСТОЧНИК: Сборник психологических тестов. /Сост.Е.Карапешта Киев, Хибатура, 1992./
Методика «Осознанность жизненных целей» состоит из двух шкал.
Шкала А
: «отношение к жизни». Шкала направлена на выявление уровня осознанности личности при формировании жизненных целей и ее ответственности за их достижение. Шкала состоит из 6 вопросов: 1,3,5,7,9,11.
Шкала Б
: «структурированность свободного времени». Шкала показывает, как глубина и осознанность жизненных целей человека проявляются через структуру использования свободного времени. Шкала состоит из 6 вопросов: 2,4,6,8,10,12. Тест в целом способствует осознанию личностью уровня сформированности своих жизненных целей, возможного противоречия между глубиной жизненных целей и способами использования свободного времени и помотает выбрать направление дальнейшего самосовершенствования личности.
Существенно, что при гармоничном развитии личности балльные оценки по обеим шкалам связаны обратной зависимостью: при высоких оценках по шкале Б — низкие показатели шкалы А, и наоборот.
Значимые нарушения обратной зависимости могут свидетельствовать о дисгармоничном развитии личности, кризисном периоде жизни, внутреннем конфликте . В этом случае требуется дополнительное исследование личности для локализации источника противоречия и направленной работы по гармонизации.
Характеристика распределения набранных баллов в опытных выборках, а также гистограммы соответствующих распределений приведены в приложении.
Вопросник
ИНСТРУКЦИЯ:
Внимательно прочитайте вопрос и решите, какой из ответов — «ДА», «ИНОГДА», «НЕТ/НИКОГДА» — вам подходит. Запишите его в регистрационный бланк.
Целевая установка и организационно-методические указания. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель
преподавания курса «Психология бизнеса» – изучение психологических особенностей поведения человека в бизнесе.
Предмет изучения
– деятельность человека в сфере бизнеса.
Задачи курса:
– сформировать у студентов представление об общих особенностях бизнеса как социокультурного института и как вида деятельности и тех требованиях, к ...
Условия эффективного взаимодействия в
управленческом общении
Взаимодействие в общении - это система взаимно обусловленных действий партнеров по общению, направленных на взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок и др. с целью обеспечения результативности общения и выработки единой стратегии.
Характерные черты взаимодействия: взаимодействие - необходимый и обязательный эл ...
Перечень тем практических занятий
Номера тем дисциплин
Тема практического занятия
Количество часов
1.
Бизнес как социокультурный институт
2
2.
Психология деятельности бизнесменов
2
3.
Социальная психология личности бизнесмена
4
4.
Психологические качества бизнесмена
6
5.
Социальная психология бизнеса
6 ...