Заключение
Страница 7

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Результаты исследования динамики старших школьников

в период с 1994 г. по 2003г.

При сравнении структур ценностных ориента­ции старшеклассников 2003 г. и середины 90-х го­дов (1994 г. и 1997 г.) было выявлено, что ярче выраженными становятся их ориентации на цен­ности социальной ответственности: семью (с 5-го места она переместилась на 4-е) и ответствен­ность (с 11-го на 3-е место). Более значимыми стали ценности деловой (и экономической) актив­ности и прагматические ценности: работа (с 10-го места она передвинулась на 5-е), материальная обеспеченность (передвинулась с 8-го на 6-е мес­то), эффективность в делах (с 12-го на 8-е место), предприимчивость (с 13-го на 9-е место) и рацио­нализм (с 18-го на 15-е место) (табл. 1.1.).

Следует отметить, что на протяжении изучае­мого периода (1994-2003 гг.) перечисленные цен­ности характеризовались тремя разными вариан­тами (или типами) динамики. Так, от "среза" к "срезу" все большую значимость для старших школьников приобретали ориентации на ценнос­ти работы, предприимчивости и ответственности. До 1999 г. аналогичной динамикой характеризо­вались ценности семьи и материальной обеспе­ченности. В дальнейшем (в 2003 г.) ранговый "вес" ценности семьи несколько снизился (со 2-го на 4-е место), а значимость материальной обеспе­ченности оставалась относительно устойчивой. В отличие от предыдущих двух групп ценностей, значимость эффективности в делах и рациона­лизма была относительно устойчивой в иерархии ценностных ориентации старших школьников, лишь к 2003 г. их "вес" достоверно возрос.

В настоящее время менее значимыми для представителей данной социальной группы, по сравнению с серединой 90-х гг., являются ценно­сти самоутверждения: независимость (переместилась со 2-го на 5-е место), собственность как терминальная ценность (с 17-го на 18-е место). Снизился в иерархии ценностных приоритетов старших школьников и вес группы альтруистичес­ких ценностей: счастье других (с 11-го на 15-е мес­то) и чуткость (с 14-го на 17-е место). Снижением своей значимости с 6-й на 13-ю ранговую позицию характеризовалась также ценность духовного раз­вития - мудрость. Более детальный анализ показывает, что в данном случае также имели место три типа дина­мики ценностных ориентации старших школьни­ков

В период исследования с 1994 г. по 2003 г. от "среза" к "срезу" снижался ранговый "вес" терми­нальной ценности счастья других; в период 1997-2003 гг. в иерархии инструментальных ценностей аналогично снижалась значимость чуткости. К 1997 г. на более низкие ранговые позиции передви­нулась ценность независимости, а в последующий период ее значимость оставалась относительно стабильной. Третий же тип динамики обнаружился в изменениях значимости терминальной ценности собственности, которая, снизившись к 1999 г. с 17-го на 18-е ранговое место, далее продолжала оставаться на тех же местах в иерархии ценност­ных ориентации

Таблица 1.7.

Ранговая структура ценностных ориентации старших школьников в разные исследовательские "срезы"*

Терминальные ценности  

1994г.  

1997г.  

1999 г

.  

2001 г

.  

2003 г

.  

Инструментальные ценности  

1994г.  

1997 г

.  

1999г.  

2001 г

.  

2003 г

.  

Здоровье

1

1

1

1

1

Образованность

1

1

2

1

1

Любовь

2

2

2

3

2

Твердая воля

3

2

3

2

2

Семья

4

5

3

2

4

Честность

4

3

1

3

4

Друзья

3

2

4

4

3

Независимость

2

4

6

4

5

Материальная обеспеченность

8

7

5

5

6

Предприимчивость

13

10

10

9

9

Работа

10

6

7

7

5

Ответственность

11

8

5

5

3

Свобода

7

4

8

9

7

Самоконтроль

8

7

12

12

11

Уверенность в себе

5

9

6

6

8

Терпимость

6

15

4

7

8

Богатство

9

8

10

9

9

Жизнерадостность

5

6

8

10

6

Мудрость

6

10

11

11

13

Смелость в отстаивании взглядов

8

9

9

6

7

Активная жизнь

13

12

15

12

11

Эффективность в делах

12

11

13

14

10

Красота

14

15

9

8

12

Богатство

10

5

11

11

13

Познание

12

18

12

16

14

Воспитанность

6

11

7

8

12

Творчество

16

16

17

14

16

Широта взглядов

18

13

16

13

14

Счастье других

11

14

13

13

15

Рационализм

17

18

18

19

15

Развлечения

18

11

13

15

10

Исполнительность

19

17

15

15

19

Бессмертие

15

13

16

16

17

Чуткость

14

14

14

16

17

Собственность

17

17

18

18

18

Собственность

15

15

18

17

16

Непримиримость к недос­таткам в себе и других

19

19

19

18

18

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Факторы, способствующие и препятствующие личностному развитию.
Теория личных конструктов рассматривает человеческую личность, как текучую и способную к изменению и росту путём преодоления самой себя и того, что сконструировано в качестве её нынешних возможностей. Агрессивные и творческие силы внутри человека, которые заставляют его исследовать, конструировать, и реконструировать свой мир, естествен ...

Мотивация выбора профессии. Вековые этапы профессионального самоопределения
Принцип развития в психологии подтверждает, что будь какое мотивационное образование в конкретный момент времени на определенной фазе его формирования. В зависимости от этой фазы процесс мотивации протекает на разных уровнях и в разных аспектах. Как отмечает Б.С. Волков, профессиональное самоопределение начинается в раннем возрасте в иг ...

Рисунок как средство изучения семейной микросреды ребенка
Рисуночные методики являются высокоинформативным средством познания личности ребенка, так как, рисуя, ребенок отражает свое отношение к рисуемым объектам. При анализе детских рисунков изучается последовательность изображения членов семьи, указывающую на значимость их роли в семье; пространственное расположение членов семьи, являющееся, ...