ЗаключениеСтраница 7
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Результаты исследования динамики старших школьников
в период с 1994 г. по 2003г.
При сравнении структур ценностных ориентации старшеклассников 2003 г. и середины 90-х годов (1994 г. и 1997 г.) было выявлено, что ярче выраженными становятся их ориентации на ценности социальной ответственности: семью (с 5-го места она переместилась на 4-е) и ответственность (с 11-го на 3-е место). Более значимыми стали ценности деловой (и экономической) активности и прагматические ценности: работа (с 10-го места она передвинулась на 5-е), материальная обеспеченность (передвинулась с 8-го на 6-е место), эффективность в делах (с 12-го на 8-е место), предприимчивость (с 13-го на 9-е место) и рационализм (с 18-го на 15-е место) (табл. 1.1.).
Следует отметить, что на протяжении изучаемого периода (1994-2003 гг.) перечисленные ценности характеризовались тремя разными вариантами (или типами) динамики. Так, от "среза" к "срезу" все большую значимость для старших школьников приобретали ориентации на ценности работы, предприимчивости и ответственности. До 1999 г. аналогичной динамикой характеризовались ценности семьи и материальной обеспеченности. В дальнейшем (в 2003 г.) ранговый "вес" ценности семьи несколько снизился (со 2-го на 4-е место), а значимость материальной обеспеченности оставалась относительно устойчивой. В отличие от предыдущих двух групп ценностей, значимость эффективности в делах и рационализма была относительно устойчивой в иерархии ценностных ориентации старших школьников, лишь к 2003 г. их "вес" достоверно возрос.
В настоящее время менее значимыми для представителей данной социальной группы, по сравнению с серединой 90-х гг., являются ценности самоутверждения: независимость (переместилась со 2-го на 5-е место), собственность как терминальная ценность (с 17-го на 18-е место). Снизился в иерархии ценностных приоритетов старших школьников и вес группы альтруистических ценностей: счастье других (с 11-го на 15-е место) и чуткость (с 14-го на 17-е место). Снижением своей значимости с 6-й на 13-ю ранговую позицию характеризовалась также ценность духовного развития - мудрость. Более детальный анализ показывает, что в данном случае также имели место три типа динамики ценностных ориентации старших школьников
В период исследования с 1994 г. по 2003 г. от "среза" к "срезу" снижался ранговый "вес" терминальной ценности счастья других; в период 1997-2003 гг. в иерархии инструментальных ценностей аналогично снижалась значимость чуткости. К 1997 г. на более низкие ранговые позиции передвинулась ценность независимости, а в последующий период ее значимость оставалась относительно стабильной. Третий же тип динамики обнаружился в изменениях значимости терминальной ценности собственности, которая, снизившись к 1999 г. с 17-го на 18-е ранговое место, далее продолжала оставаться на тех же местах в иерархии ценностных ориентации
Таблица 1.7.
Ранговая структура ценностных ориентации старших школьников в разные исследовательские "срезы"*
Терминальные ценности |
1994г. |
1997г. |
1999 г . |
2001 г . |
2003 г . |
Инструментальные ценности |
1994г. |
1997 г . |
1999г. |
2001 г . |
2003 г . |
Здоровье |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Образованность |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
Любовь |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
Твердая воля |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
Семья |
4 |
5 |
3 |
2 |
4 |
Честность |
4 |
3 |
1 |
3 |
4 |
Друзья |
3 |
2 |
4 |
4 |
3 |
Независимость |
2 |
4 |
6 |
4 |
5 |
Материальная обеспеченность |
8 |
7 |
5 |
5 |
6 |
Предприимчивость |
13 |
10 |
10 |
9 |
9 |
Работа |
10 |
6 |
7 |
7 |
5 |
Ответственность |
11 |
8 |
5 |
5 |
3 |
Свобода |
7 |
4 |
8 |
9 |
7 |
Самоконтроль |
8 |
7 |
12 |
12 |
11 |
Уверенность в себе |
5 |
9 |
6 |
6 |
8 |
Терпимость |
6 |
15 |
4 |
7 |
8 |
Богатство |
9 |
8 |
10 |
9 |
9 |
Жизнерадостность |
5 |
6 |
8 |
10 |
6 |
Мудрость |
6 |
10 |
11 |
11 |
13 |
Смелость в отстаивании взглядов |
8 |
9 |
9 |
6 |
7 |
Активная жизнь |
13 |
12 |
15 |
12 |
11 |
Эффективность в делах |
12 |
11 |
13 |
14 |
10 |
Красота |
14 |
15 |
9 |
8 |
12 |
Богатство |
10 |
5 |
11 |
11 |
13 |
Познание |
12 |
18 |
12 |
16 |
14 |
Воспитанность |
6 |
11 |
7 |
8 |
12 |
Творчество |
16 |
16 |
17 |
14 |
16 |
Широта взглядов |
18 |
13 |
16 |
13 |
14 |
Счастье других |
11 |
14 |
13 |
13 |
15 |
Рационализм |
17 |
18 |
18 |
19 |
15 |
Развлечения |
18 |
11 |
13 |
15 |
10 |
Исполнительность |
19 |
17 |
15 |
15 |
19 |
Бессмертие |
15 |
13 |
16 |
16 |
17 |
Чуткость |
14 |
14 |
14 |
16 |
17 |
Собственность |
17 |
17 |
18 |
18 |
18 |
Собственность |
15 |
15 |
18 |
17 |
16 |
Непримиримость к недостаткам в себе и других |
19 |
19 |
19 |
18 |
18 |
Факторы, способствующие и препятствующие
личностному развитию.
Теория личных конструктов рассматривает человеческую личность, как текучую и способную к изменению и росту путём преодоления самой себя и того, что сконструировано в качестве её нынешних возможностей. Агрессивные и творческие силы внутри человека, которые заставляют его исследовать, конструировать, и реконструировать свой мир, естествен ...
Мотивация выбора профессии. Вековые этапы профессионального самоопределения
Принцип развития в психологии подтверждает, что будь какое мотивационное образование в конкретный момент времени на определенной фазе его формирования. В зависимости от этой фазы процесс мотивации протекает на разных уровнях и в разных аспектах. Как отмечает Б.С. Волков, профессиональное самоопределение начинается в раннем возрасте в иг ...
Рисунок как средство изучения семейной микросреды ребенка
Рисуночные методики являются высокоинформативным средством познания личности ребенка, так как, рисуя, ребенок отражает свое отношение к рисуемым объектам. При анализе детских рисунков изучается последовательность изображения членов семьи, указывающую на значимость их роли в семье; пространственное расположение членов семьи, являющееся, ...