Психологическая характеристика личности граждан, поступающих на военную службу по контракту
Страница 3

Материалы » Особенности мотивации граждан, поступающих на военную службу по контракту » Психологическая характеристика личности граждан, поступающих на военную службу по контракту

В общем плане наибольшее значение для оценки поведения человека и профессиональных возможностей имеют: направленность, способности, характер и моральные качества.

Направленность

— сложное свойство личности, которое включает систему побуждений, определяющую активность человека, а также его избирательность в отношении деятельности.

Совершая действия и поступки, военнослужащие исходят из самых разных побуждений. Например, осознание воинского долга, чувство коллективизма побуждают проявлять взаимовыручку, оказывать помощь товарищу, а потребность в познании и интерес к военному делу вызывают стремление совершенствовать свое военное искусство [ 20 ].

В процессе службы военнослужащие ставят перед собой разные цели, по-разному относятся к окружающим их социальным ценностям (образованию, общественной деятельности, требованиям дисциплины, коллективным обязанностям и др.). Сознание и чувство долга, потребности и убеждения, установки и привычки, цели и перспективы — все это элементы направленности личности. При этом в зависимости от сферы проявления различают несколько видов направленности личности военнослужащего: морально-нравственную, военно-профессиональную, бытовую, социально-политическую и др. В то же время, действуя в соответствии со своей основной жизненной направленностью, каждый военнослужащий руководствуется разными мотивами. Таким образом, направленность личности — это сложное и многоплановое свойство, которое включает в себя разные взаимосвязанные компоненты.

В научной литературе под направленностью обычно понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. При этом все формы направленности личности формируются на основе мотивов ее деятельности.

Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности.

Влечение

— это наиболее примитивная биологическая форма направленности. С психологической точки зрения — это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является переходящим явлением, поскольку представленная в ней потребность или угасает, или осознается, превращаясь в конкретное желание.

Желание

— это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием уже не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Следующая форма направленности — стремление

. Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.

Наиболее ярко направленность личности характеризуют ее интересы. Интерес

— это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимания к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а, напротив, порождает новые интересы.

Личностные интересы имеют существенное значение в жизни воина. Они являются наиболее существенными стимулами расширения кругозора, приобретения военных и политических знаний, повышают познавательную активность воина, вызывают стремление овладеть военным делом, служат одним из важнейших условий творческого отношения к военной специальности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Стихийные группы и массовые движения
При общей классификации больших социальных групп уже говорилось о том, что существует особая их разновидность, которую в строгом смысле слова нельзя назвать «группой». Это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонст ...

Влияние тревожности на учебную деятельность.
Тревожность влияет на успешность деятельности детей. Как установлено, тревожность способствует деятельности в достаточно простых для индивида ситуациях и мешает – в сложных, при этом существенное значение имеет исходный уровень тревожности человека. Как показали исследования, в подростковом возрасте переживание состояния тревоги имеет ...

Организация, методы и методики, результаты исследования и их интерпретация. Организация исследования
Исследование проводилось в МУ "Центр социальной помощи семье и детям Ленинского района" г. Ижевска. В соответствии с целью и задачами исследования проводилось экспериментальное исследование образа Я подростков неблагополучных семей. Было обследовано 50 человек. Возрастной диапазон - 15-16 лет. Экспериментальная группа состоял ...