Психологическая характеристика личности граждан, поступающих на военную
службу по контрактуСтраница 3
В общем плане наибольшее значение для оценки поведения человека и профессиональных возможностей имеют: направленность, способности, характер и моральные качества.
Направленность
— сложное свойство личности, которое включает систему побуждений, определяющую активность человека, а также его избирательность в отношении деятельности.
Совершая действия и поступки, военнослужащие исходят из самых разных побуждений. Например, осознание воинского долга, чувство коллективизма побуждают проявлять взаимовыручку, оказывать помощь товарищу, а потребность в познании и интерес к военному делу вызывают стремление совершенствовать свое военное искусство [ 20 ].
В процессе службы военнослужащие ставят перед собой разные цели, по-разному относятся к окружающим их социальным ценностям (образованию, общественной деятельности, требованиям дисциплины, коллективным обязанностям и др.). Сознание и чувство долга, потребности и убеждения, установки и привычки, цели и перспективы — все это элементы направленности личности. При этом в зависимости от сферы проявления различают несколько видов направленности личности военнослужащего: морально-нравственную, военно-профессиональную, бытовую, социально-политическую и др. В то же время, действуя в соответствии со своей основной жизненной направленностью, каждый военнослужащий руководствуется разными мотивами. Таким образом, направленность личности — это сложное и многоплановое свойство, которое включает в себя разные взаимосвязанные компоненты.
В научной литературе под направленностью обычно понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. При этом все формы направленности личности формируются на основе мотивов ее деятельности.
Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности.
Влечение
— это наиболее примитивная биологическая форма направленности. С психологической точки зрения — это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является переходящим явлением, поскольку представленная в ней потребность или угасает, или осознается, превращаясь в конкретное желание.
Желание
— это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием уже не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.
Следующая форма направленности — стремление
. Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.
Наиболее ярко направленность личности характеризуют ее интересы. Интерес
— это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимания к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а, напротив, порождает новые интересы.
Личностные интересы имеют существенное значение в жизни воина. Они являются наиболее существенными стимулами расширения кругозора, приобретения военных и политических знаний, повышают познавательную активность воина, вызывают стремление овладеть военным делом, служат одним из важнейших условий творческого отношения к военной специальности.
Противострессовая "переделка" дня
Очень часто люди при возвращении домой переносят свою рабочую активность, возбужденность в семью. Что же нужно, чтобы избавиться от своих дневных впечатлений и, переступив порог дома, не вымещать на домашних свое плохое настроение? Ведь таким образом мы приносим домой стресс, а виной всему – наше неумение отрешиться от накопившихся за д ...
Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей
Большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам.
Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправиль ...
Экспериментальное изучение проблемы установления взаимосвязи тревожности и мотивации достижения успеха, избегания неудачи. Организация экспериментального исследования.
Для проведения исследования в качестве основных показателей экспериментального изучения были выделены:
1. Мотивация достижения успеха.
2. Мотивация избегания неудачи.
3. Тревожность.
4. Возрастная динамика мотивации достижения успеха, избегания неудачи, и тревожности.
5. Степень взаимозависимости ведущей мотивационной тенденции и ...