Психологическая характеристика личности граждан, поступающих на военную
службу по контрактуСтраница 2
По своим позициям, особенно в плане понимания смысла жизни (стремления к высшим целям, ценностям) гуманистическая психология из всех зарубежных концепций является наиболее близкой к взглядам наших психологов.
В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности, А.И. Леонтьев и Л.И. Божович.
Теорию, предложенную Л.И. Божович, можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личности понятия, характеризующие внутренние свойства и особенности личности.
Опираясь на понятие о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введенные Л.С. Выготским, Л.И. Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности межличностного общения ребенка в разные периоды формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.
А.Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности в которой центральное место отведено понятию деятельности. Теорию А.Н. Леоньтева можно оценить как психодинамическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологических (мотивы) поведенческих (деятельность) терминах.
Как и у Божович Л.И., основной внутренней характеристикой личности у А.Н. Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит "личностный смысл" . Он выражает отношение целей деятельности человека т. е. того, на что она в данный момент непосредственна направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем шире разнообразие , виды деятельности, в которые личность включена , чем они более развиты и упорядочены (иерархизированны) тем богаче сама личность [ 30 ]
В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности, или индивидуальных различай. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбинации дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изучения индивидуальных различий.
- В большинстве определений личность предстает в виде некой гепотетической структуры или организации, Поведение индивида, доступное непосредственному наблюдению, по крайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью, Другими словами, личность -абстракция, основанная на выводах, полученная в результате наблюдения за поведением человека. - В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрении личности в отношении с жизненной историей индивида или перспективами развития. Личность характеризуется в эмоциональном процессе в качестве влияния внешних и внутренних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.
В большинстве определений личность представлена теми; характеристиками, которые "отвечают" за устойчивые формы поведении. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке.
Основные направления воспитательного процесса
Прогрессивные педагоги понимали воспитание как "институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонному изменению в жизни усвоенных правил" (Г. Сент-Джон). В различные времена содержание этого принципа менялось, приобретая то ...
Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят к ...
“Мотивация успеха и боязнь неудачи” (А.А. Реан).
Как показали результаты исследования преобладающей является мотивация достижения успеха. Однако ярко представлен и невыраженный мотивационный полюс (около 50% во всех возрастах). Очевидно и то, что в раннем подростковом и раннем юношеском возрастах мотивация избегания неудачи проявляет себя более заметно, нежели в другие возрастные пери ...