Психологическая характеристика личности граждан, поступающих на военную службу по контракту
Страница 6

Материалы » Особенности мотивации граждан, поступающих на военную службу по контракту » Психологическая характеристика личности граждан, поступающих на военную службу по контракту

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценить по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтоймотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивов, потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость

мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более высокого уровня может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Предположим, для одного военнослужащего потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой. В свою очередь, широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных послужить средством удовлетворения актуальной потребности.

Следующая характеристика мотивационной сферы — это иерархизированностьмотивов. Потребности, мотивы и цели неравнозначны: одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще, другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы. Если исходить из того, что все мотивы условно можно разделить на две большие группы материальные и социальные, то в зависимости от степени их доминирования иерархии мотивов личности конкретного военнослужащего можно говорить об общей направленности, в том числе в отношении военной службы.

Социологические и психологические исследования военнослужащих срочной службы, контрактников, курсантов военных училищ показали, что устойчивость их военно-профессиональной направленности в значительной мере определяются успехи в учебе, дисциплина, участие в общественной жизни подразделения многое другое. Поэтому наиболее значимым направлением в воспитании военнослужащего должно быть формирование устойчивой и действенной военно-профессиональной направленности [ 27].

Говоря о формировании направленности личности военнослужащего, имеют в виду, что направленность — это сложное многоплановое явление.

Направленность — это установки

, ставшие свойствами личности .

Установка

- это механизм неосознаваемой регуляции поведения, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и выражающаяся в готовности к его деятельности [ 43 ].

Установка возникает всегда при наличии определенной потребности, с одной стороны, и ситуации удовлетворения этой потребности - с другой. Выделяют 4 уровня потребностей и ситуаций, и их удовлетворения :

1. Элементарные фиксированные установки , формирующиеся на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях.

2. Более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе и соответственно в тех ситуациях, которые заданы деятельностью в этой группе.

3. Общая направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, или базовые социальные установки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Результаты исследования ПДО и код расшифровки
Результаты обследования определяются с помощью кода. Этот код составлен на основании статистически достоверных выборов для подростков, определенного по клинической оценке. Буквенные символы кода соответствуют баллам в пользу соответствующих типов: Г - гипертимный, Ц - циклоидный, Л - лабильный, А - астено-невротический, С - сенситивный, ...

Контрольные вопросы к зачету
1. Объект, предмет и задачи изучения психологии бизнеса. 2. История возникновения и развития психологии бизнеса. 3. Сравнительная характеристика понятий «бизнес» и «предпринимательства». 4. Психологическая характеристика бизнеса как вида трудовой деятельности. 5. Психологические особенности бизнеса в современной российской системе о ...

Концепция личности Э.Фромма.
Эрих Фромм (Fromm) (1900-1980) немецко-американский философ, психолог и социолог, один из ведущих представителей неофрейдизма. В центре внимания теории личности Э.Фромма противоречивость человеческого существования, взятая не в качестве субъективно-личностной деятельности, а как онтологический факт. Он различает следующие дихотомии: па ...