ЗаключениеСтраница 10
В таблице 1.8. показано, какими особенностями характеризуется структура ценностных ориентации учащихся старших классов в периоды после острых социально-экономических кризисов (после 1992-1993 гг. - "срез" 1994 г. и после 1998 г. -"срез" 1999 г.), по сравнению с периодами относительной стабилизации социально-экономических условий жизнедеятельности (1997 г. и 2001-2003 гг.).
В условиях после острого социально-экономического кризиса в структуре ценностных ориентации старших школьников, возрастает значимость первого
комплекса ценностей, в который входят прежде всего группа этических ценностей: честности (передвижение с 4-го на 1-е место), воспитанности (с 11 -го на 6-е место) и терпимости (с 15-го на 4-е место), а также ценности здоровья (1-е место) и уверенности в себе (с 9-го места она переместилась на 5-е). Кроме того, в посткризисные периоды более важную роль старшие школьники отводят познавательным ценностям: образованности (1-е место) и познанию (с 18-го на 12-е место), также относящимся к первому комплексу.
В периоды после острых социально-экономических кризисов в ценностном сознании старших школьников формируется и второй
комплекс ценностей, характеризующийся следующими особенностями. Во-первых, снижается значимость ориентации личности на самореализацию: свободу (с 4-го места она резко уходит на 9-е), активную жизнь (с 12-го на 15-е место), творчество (с 14-го места перемещается на 17-е) и широту взглядов (с 13-го на 18-е место). Во-вторых, снижается ранговый "вес" ценности межличностных отношений, прежде всего общения с друзьями (со 2-го места перемещается на 4-е). В-третьих, обнаруживается снижение рангового "веса" высокого материального благосостояния и тех ценностей-целей, для реализации которых необходимо финансовое обеспечение. Речь идет о ценности богатства (с 5-8-х ранговых позиций передвигается на 10-11-е места), собственности как инструментальной ценности (с 15-го на 18-е место) и ценности развлечений (с 11-го на 18-е место). Данная тенденция в некоторой степени является ожидаемой, поскольку возможность реализации высоких - даже завышенных - экономических притязаний, отличающих социальную группу старших школьников и выступающих сверхзначимыми для них [4], в период радикального ухудшения материальных условий жизни резко снижается.
Оценивая в целом выявленные тенденции, можно говорить о двух центральных осях в динамике ценностных ориентации старших школьников в условиях радикальных социально-экономических трансформаций. Условия экономического кризиса в обществе стимулируют замещение характерной для данной возрастной группы направленности на общение и активную жизнь ориентацией на получение образования и достижение "жизненного тонуса" (здоровья и уверенности в себе), свойственной более старшим возрастным группам людей. Однако при снижении значимости высокого материального благосостояния приоритетными становятся обратно связанные с ней (по нашим данным) ориентации на этические ценности.
Некоторые из вышеперечисленных ценностей, будучи чрезвычайно динамичными в 1994-1999 гг., в период 1999-2003 гг. являлись относительно устойчивыми и оставались на ранговых позициях посткризисного исследовательского "среза" 1999 г. К ним относятся ценности здоровья, терпимости и воспитанности, значимость которых на протяжении уже как минимум пяти лет соответствует сравнительно высокому уровню, зафиксированному в посткризисных экономических условиях. В эту группу входят также ценности общения с друзьями и свободы, значимость которых продолжает оставаться сравнительно низкой после дефолта 1998 г. Подобной же устойчивостью в 1999-2003 гг. характеризуется и упоминавшаяся выше значимость терминальной ценности собственности после отмеченного снижения в 1999 г. По-видимому, в данном случае играют роль долговременность и отсроченный характер влияний экономического кризиса, проявляющиеся в ценностном сознании старшеклассников. Поэтому можно предположить, что несколько менее значимое положение в ближайшие годы при социально-экономической стабилизации в структуре ценностных ориентации старших школьников предстоит занять ценностям здоровья, терпимости и воспитанности, а более высокий ранг получат ценности общения с друзьями, свободы и собственности.
Были выделены ценности, значимость которых в 2001 г. характеризовалась той же тенденцией изменения в ценностном сознании старших школьников (даже еще в более выраженной форме), как и в предыдущем посткризисном "срезе" 1999 г. Речь идет о ценности образованности, значимость которой возрастала в условиях радикальных социально-экономических изменений, и ценности развлечений, снижавшейся в своей значимости для старшеклассников в данных условиях. Но к 2003 г. обнаружился поворот в их динамике, соответствующий периоду социально-экономической стабилизации в обществе. Данный факт еще раз подтверждает отсроченный характер воздействий социально-экономических кризисов, проявляющихся в ценностном сознании представителей данной социальной группы.
Беда в семье: дети и подростки с соматическими заболеваниями
Известно, что свыше 10% детей и подростков в современном обществе страдают соматическими болезнями, причем у 5% из них психические и эмоциональные расстройства, возникшие на почве длительного течения соматической болезни или ее выраженности, становятся хроническими.
Пребывание подобных детей в семье создает много сложностей, которые ус ...
Режимы подкрепления
Суть оперантного научения состоит в том, что подкрепленное поведение стремится повториться, а поведение неподкрепленное или наказуемое имеет тенденцию не повторяться или подавляться.
Следовательно, концепция подкрепления играет ключевую роль в теории Скиннера.
Скорость, с которой оперантное поведение приобретается и сохраняется, завис ...
Общение, как научный феномен. Структура, функции и основные понятия
общения.
Общение — взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом. Социологический аспект общения предполагает изучение внутренней динамики структуры общества и ее взаимосвязи с процессами общения. Любое общение, бу ...