Заключение
Страница 10

В таблице 1.8. показано, какими особенностями характеризуется структура ценностных ориента­ции учащихся старших классов в периоды после острых социально-экономических кризисов (по­сле 1992-1993 гг. - "срез" 1994 г. и после 1998 г. -"срез" 1999 г.), по сравнению с периодами относи­тельной стабилизации социально-экономических условий жизнедеятельности (1997 г. и 2001-2003 гг.).

В условиях после острого социально-экономи­ческого кризиса в структуре ценностных ориен­тации старших школьников, возрастает значи­мость первого

комплекса ценностей, в который входят прежде всего группа этических ценностей: честности (передвижение с 4-го на 1-е место), вос­питанности (с 11 -го на 6-е место) и терпимости (с 15-го на 4-е место), а также ценности здоровья (1-е место) и уверенности в себе (с 9-го места она переместилась на 5-е). Кроме того, в посткри­зисные периоды более важную роль старшие школьники отводят познавательным ценностям: образованности (1-е место) и познанию (с 18-го на 12-е место), также относящимся к первому комплексу.

В периоды после острых социально-экономи­ческих кризисов в ценностном сознании старших школьников формируется и второй

комплекс ценностей, характеризующийся следующими осо­бенностями. Во-первых, снижается значимость ориентации личности на самореализацию: свобо­ду (с 4-го места она резко уходит на 9-е), актив­ную жизнь (с 12-го на 15-е место), творчество (с 14-го места перемещается на 17-е) и широту взглядов (с 13-го на 18-е место). Во-вторых, сни­жается ранговый "вес" ценности межличностных отношений, прежде всего общения с друзьями (со 2-го места перемещается на 4-е). В-третьих, обна­руживается снижение рангового "веса" высокого материального благосостояния и тех ценностей-целей, для реализации которых необходимо фи­нансовое обеспечение. Речь идет о ценности бо­гатства (с 5-8-х ранговых позиций передвигается на 10-11-е места), собственности как инструмен­тальной ценности (с 15-го на 18-е место) и ценно­сти развлечений (с 11-го на 18-е место). Данная тенденция в некоторой степени является ожидае­мой, поскольку возможность реализации высо­ких - даже завышенных - экономических притя­заний, отличающих социальную группу старших школьников и выступающих сверхзначимыми для них [4], в период радикального ухудшения ма­териальных условий жизни резко снижается.

Оценивая в целом выявленные тенденции, можно говорить о двух центральных осях в дина­мике ценностных ориентации старших школьни­ков в условиях радикальных социально-экономи­ческих трансформаций. Условия экономического кризиса в обществе стимулируют замещение ха­рактерной для данной возрастной группы направ­ленности на общение и активную жизнь ориента­цией на получение образования и достижение "жизненного тонуса" (здоровья и уверенности в себе), свойственной более старшим возрастным группам людей. Однако при снижении значимос­ти высокого материального благосостояния приоритетными становятся обратно связанные с ней (по нашим данным) ориентации на этические цен­ности.

Некоторые из вышеперечисленных ценнос­тей, будучи чрезвычайно динамичными в 1994-1999 гг., в период 1999-2003 гг. являлись относи­тельно устойчивыми и оставались на ранговых позициях посткризисного исследовательского "среза" 1999 г. К ним относятся ценности здоро­вья, терпимости и воспитанности, значимость ко­торых на протяжении уже как минимум пяти лет соответствует сравнительно высокому уровню, зафиксированному в посткризисных экономичес­ких условиях. В эту группу входят также ценности общения с друзьями и свободы, значимость кото­рых продолжает оставаться сравнительно низкой после дефолта 1998 г. Подобной же устойчивос­тью в 1999-2003 гг. характеризуется и упоминав­шаяся выше значимость терминальной ценности собственности после отмеченного снижения в 1999 г. По-видимому, в данном случае играют роль долговременность и отсроченный характер влияний экономического кризиса, проявляющие­ся в ценностном сознании старшеклассников. По­этому можно предположить, что несколько ме­нее значимое положение в ближайшие годы при социально-экономической стабилизации в струк­туре ценностных ориентации старших школьни­ков предстоит занять ценностям здоровья, терпи­мости и воспитанности, а более высокий ранг по­лучат ценности общения с друзьями, свободы и собственности.

Были выделены ценности, значимость кото­рых в 2001 г. характеризовалась той же тенденци­ей изменения в ценностном сознании старших школьников (даже еще в более выраженной фор­ме), как и в предыдущем посткризисном "срезе" 1999 г. Речь идет о ценности образованности, зна­чимость которой возрастала в условиях ради­кальных социально-экономических изменений, и ценности развлечений, снижавшейся в своей зна­чимости для старшеклассников в данных услови­ях. Но к 2003 г. обнаружился поворот в их дина­мике, соответствующий периоду социально-эко­номической стабилизации в обществе. Данный факт еще раз подтверждает отсроченный харак­тер воздействий социально-экономических кри­зисов, проявляющихся в ценностном сознании представителей данной социальной группы.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Беда в семье: дети и подростки с соматическими заболеваниями
Известно, что свыше 10% детей и подростков в современном обществе страдают соматическими болезнями, причем у 5% из них психические и эмоциональные расстройства, возникшие на почве длительного течения соматической болезни или ее выраженности, становятся хроническими. Пребывание подобных детей в семье создает много сложностей, которые ус ...

Режимы подкрепления
Суть оперантного научения состоит в том, что подкрепленное поведение стремится повториться, а поведение неподкрепленное или наказуемое имеет тенденцию не повторяться или подавляться. Следовательно, концепция подкрепления играет ключевую роль в теории Скиннера. Скорость, с которой оперантное поведение приобретается и сохраняется, завис ...

Общение, как научный феномен. Структура, функции и основные понятия общения.
Общение — взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом. Социологический аспект общения предполагает изучение внутренней динамики структуры общества и ее взаимосвязи с процессами общения. Любое общение, бу ...